На проходящей в Германии мюнхенской конференции много говорилось о мире на Украине и принципах будущего мироустройства. Визит президента Франции Франсуа Олланда и канцлера Германии Ангелы Меркель в Москву спутал карты многих настроенных исключительно на критику России участников форума. Два ключевых члена Европейского союза, представляющие страны, ставшие его "локомотивом", впервые в истории нарушили правило, которое председатель Европарламента Мартин Шульц, с долей сожаления, сформулировал так: "Прогресс ползет со скоростью улитки". Впервые, по мнению ряда влиятельных европейских политиков, были нарушены принципы присущей единой Европе медлительной коллективной дипломатии в пользу дипломатии лидеров. Этот нетрадиционный шаг - визит Олланда и Меркель в Москву - был воспринят в Европе не просто как попытка двух влиятельных руководителей ЕС предложить новые инициативы для разрешения украинского кризиса. На Мюнхенской конференции этот блиц-визит был оценен как важный шаг в деле реального сплочения Старого света. Олланд и Меркель, как утверждал глава Европарламента, действовали впервые от имени всей Европы, а не только выражали подходы Франции и Германии.
Резким диссонансом на фоне таких оценок стало выступление миллиардера Джорджа Сорроса. Тот, напротив, убеждал собравшихся на форуме в исключительной враждебности России и неспособности Евросоюза в его нынешнем виде к принятию эффективных решений. В целом пафос большинства выступлений представителей США сводился к констатации - Европа погрязнет в разногласиях и пропадет без направляющей роли Вашингтона. "Мы видим, как происходит дезинтеграция Европы, а Россия сплачивается", - пугал европейскую политическую элиту Сорос. И еще одно из его шокировавших европейцев высказываний: "Евросоюз должен научиться демократии на Украине". Комментарии излишни…
В этой связи у европейских политиков возникли обоснованные опасения: не приведет ли новая инициатива Меркель и Олланда в отношении Украины к нарушению трансатлантических отношений, не будут ли наказаны за излишнюю самостоятельность государства Старого света? Ведь предложения лидеров Франции и Германии не были согласованы с Вашингтоном, где по-прежнему, публично рассуждая о дипломатическом урегулировании конфликта на Украине, за кулисами убеждают всех в необходимости поставок оружия Киеву.
На состоявшейся в Мюнхене панельной дискуссии главнокомандующий вооруженными силами США и НАТО в Европе генерал Филип Бридлав вновь заявил, что Запад должен использовать "все инструменты из набора", чтобы помочь Украине. Американский высокопоставленный военный подтвердил: дебаты в Мюнхене идут между теми, кто полагает, что военного решения кризиса на Украине не существует, и теми, кто считает, что нужно использовать "другой инструментарий" для того, чтобы остановить Россию.
Двойственное положение, в котором оказалась Европа, вынужденная маневрировать между американской заносчивостью и собственными интересами, отразило выступление на конференции канцлера Ангелы Меркель. В отличие от американского президента, глава немецкого правительства не стала называть Россию в числе основных угроз для единой Европы. Напротив, Меркель подчеркнула, что безопасность в Европе нужно строить совместно с Москвой, а не против России. Говорила канцлер и о сохранении в повестке дня идеи "большой Европы" - от Владивостока до Лиссабона. Но вместе с тем глава немецкого правительства приветствовала создание новых баз НАТО в восточной Европе.
"Я не могу говорить о гарантиях, связанных с урегулированием конфликта на Украине", - признала Меркель. Но возмутилась, когда задававший вопрос канцлеру американский конгрессмен выразил недовольство позицией Германии в отношении поставок оружия на Украину. "Этот конфликт невозможно решить военным путем", - отрезала жестко. - Поэтому мы решили сосредоточиться на его решении дипломатическим путем". По мнению Меркель, "Украина нуждается в прогрессе, но это невозможно сделать с помощью поставок оружия. В регионе и так его много".
Когда британский министр обороны вновь вернулся к теме вооружения украинской армии, сославшись на высказывание Фридриха Великого: "Дипломатия без оружия, как музыка без инструментов", Меркель продолжала стоять на своем: "Военная помощь Украине приведет к новым жертвам. Нужно придумать что- то другое".
И все же канцлеру пришлось непросто - слишком многие из европейских политиков играют сегодня на стороне Вашингтона. Так сидящий рядом с президентом Украины Петром Порошенко глава Эстонии по-петушиному вновь стал наскакивать на Меркель, требуя для Киева вооружений. Вместо ответа канцлер смерила его тяжелым взглядом, дав понять, что не собирается больше дискутировать на эту тему. И эстонец с его цветастой бабочкой не стал настаивать.
На Мюнхенской конференции, несмотря на ее совещательный формат, дискуссия развернулась вокруг нескольких ключевых вопросов, имеющих непосредственное отношение к европейской безопасности.
Во-первых, кто будет командовать внешней политикой Старого света, и способна ли Европа оперативно формировать ответы на современные вызовы?
Во-вторых, возможно ли возвращение Евросоюза к партнерству с Россией или риторика времен "холодной войны" надолго вернулась на континент?
И, в-третьих, следует ли, считать конфликт на Украине угрозой европейской безопасности, существует ли у него дипломатическое решение, способное удовлетворить все стороны противостояния?
Своего рода примирительную черту подвел под дискуссией на украинскую тему ведущий мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер. Он вспомнил, как в 2009 году в Мюнхене вице-президент Джо Байден объявил о перезагрузке отношений с Москвой, дав тем самым импульс российско-американским отношениям. "Надеюсь, что предстоящие выходные в Мюнхене дадут импульс соглашению о прекращении огня на Украине, что мы сделаем вместе с Россией", - вернулся к дню сегодняшнему Ишингер.
Но судя по настроениям, царящим на конференции, к такому диалогу были готовы далеко не все участники форума. Многие европейские государства рассчитывали использовать конференцию для новых обвинений в адрес России, продемонстрировав присутствовавшему на конференции вице-президенту США Джо Байдену готовность Европы безоговорочно следовать в фарватере американской политики. Визит Меркель и Олланда в Москву стал неожиданностью для капитанов тех утлых европейских суденышек, которые покорно двигаются на американском буксире и боятся, что их бросят в открытом море.
О готовности Москвы сотрудничать с Европой для разрешения украинского кризиса заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в своем выступлении на конференции. Но в отличие от многих ее участников, считавших возможным угрожать Москве, глава МИД, напротив, говорил о желании России на равных вести диалог со всеми заинтересованными в урегулировании украинского кризиса партнерами.
Лавров считает, что неверно говорить о внезапном обрушении мирового порядка: ведь еще восемь лет назад конструкцию безопасности в Европе подорвал Вашингтон, продвигая деструктивную систему ПРО. Встречные предложения Москвы тогда были отвергнуты. В итоге в Евроатлантике возник сильный раздражитель. "В каждой сложной, ими же созданной ситуации США пытаются перевести стрелки на Россию", - убежден Лавров.
В своем выступлении на конференции министр назвал нынешнюю ситуацию вокруг Украины кульминацией курса западных коллег на захват геополитического пространства. "От стран СНГ требуют принять решение - с Западом они или против Запада", - объяснил Лавров. США и Евросоюз предприняли на Украине шаги, которые привели к эскалации. "России трудно объяснить почему на Украину не распространяются западные принципы урегулирования внутренних конфликтов? Почему на Западе закрывают глаза на ксенофобские настроения на Украине?", - эти вопросы, заданные Лавровым участникам мюнхенского форума, так и остались безответными.
Россия и дальше будет выступать за установление мира на Украине. Москва поддерживает сохранение общего политического и экономического пространства в рамках территориальной целостности Украины объяснил глава внешнеполитического ведомства РФ.
По мнению российского министра, сегодня "мы наблюдаем родовые муки нового мироустройства". Он убежден: необходимо, чтобы крупнейшие мировые державы договорились о стратегических ориентирах.
В целом, подвел черту Лавров, "надо собирать по крохам, то что осталось и договариваться о новой системе безопасности в Европе".