10.02.2015 00:41
    Поделиться

    АТОР предложила создать фонд персональной ответственности турфирм

    Поправки в законодательство о туризме могут увеличить финансовую нагрузку на туристический бизнес в России
    Пока писался законопроект о туризме, ситуация в стране и в туристической отрасли изменилась настолько радикально, что последний вариант документа уже не соответствует реальности. Об этом на заседании экспертного совета по законодательству РФ в сфере туризма заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

    Она предложила создать фонд персональной ответственности и направить его на выплату компенсаций туристам, которые не получили от туроператора оплаченных услуг. "Фонд персональной ответственности следует направить не на вывоз туристов, это делает уже существующий фонд "Турпомощь", а на компенсации туристам, которые не уехали из-за банкротства компании", - полагает Ломидзе.

    Для страховки АТОР предлагает учредить дополнительно фонд коллективной ответственности туроператоров. Он будет использоваться, если средств персонального фонда окажется недостаточно для выплаты компенсаций. Взносы в этот фонд предлагаются в размере 100 руб. с человека исходя из прогнозного числа туристов за полгода, сообщила представитель АТОР.

    Директор "Турпомощи" Вячеслав Басов и председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по вопросам страхования в сфере туризма Галина Гуляева в целом одобрили эту инициативу. "Страхование по старой схеме не может служить эффективным механизмом для защиты интересов туристов. Мне понравилось предложение переориентации фонда", - сказала Гуляева.

    С инициативой отказа от обязательного страхования ответственности туроператоров ВСС вышел еще в ноябре прошлого года, говорит исполнительный директор компании "Европейское Туристическое Страхование" Юлия Алчеева: "Президент Союза Игорь Юргенс предложил лишить туроператоров возможности страховать свою ответственность у коммерческих страховщиков, а также убрать из Закона об основах туристской деятельности понятие страхового полиса как финансовой гарантии деятельности. Дело в том, что, когда нас "призвали" в 2007 году в эту отрасль, мы готовы были страховать только банкротства туроператоров. В ситуации же, когда компании приостанавливают деятельность по любому поводу и без повода на свое усмотрение, страховать их ответственность не представляется возможным. Да и прибыльной для страховщиков эта сфера была только в первый год-полтора, и уже с 2008 года в ней начались банкротства, а значит, убытки для страховщиков".

    Сегодня по Закону "Об основах туристской деятельности в РФ" каждый туроператор обязан страховать свою ответственность, однако установленные законом минимальные суммы (для компаний, ориентированных на внутренний и въездной туризм, страховая ответственность составляет 500 тыс. руб., для компаний по выездному туризму с выручкой до 250 млн - 30 млн, больше 250 млн - 12% от выручки) оказались недостаточны для компенсаций всем пострадавшим туристам после приостановки летом 2014 года деятельности ряда операторов. Убытки страховых компаний из-за массового банкротства туроператоров летом-осенью 2014 года превысили 4,3 млрд руб., при этом их ответственность была застрахована только на 1,9 млрд. В связи с этим ряд страховщиков стали отказываться от сотрудничества с туроператорами или требовать доплат. Такая ситуация вынуждает туроператоров идти на риск и страховаться у менее надежных компаний, однако среди страховщиков желающих почти не осталось. В результате Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) начало процесс массового исключения туроператоров из федерального реестра из-за отсутствия у них финансовых гарантий.

    В декабре АТОР направила в Госдуму письмо, в котором предупреждала, что новые поправки в законодательство о туризме могут уничтожить туристический бизнес в России. Новый законопроект, внесенный правительством 16 декабря, по мнению представителей ассоциации, обладает большим коррупционным потенциалом. Кроме того, по расчетам АТОР, предлагаемая система страхования не выдерживает никакой критики: предполагаемая сумма обязательного страхования значится как 3-5% от полного оборота туристической компании, однако страховщики в этом случае откажутся страховать крупные компании, так как сумма страховок должна будет составлять от 500 млн до 3 млрд руб.

    Только готовый закон может дать понимание того, насколько необходима такая мера и необходима ли она вообще, считает коммерческий директор компании "Тез Тур" Александр Буртин: "Пока что закона нет, и любые инициативы вокруг его положений, на мой взгляд, преждевременны. Сейчас сложно дать оценку, насколько большую нагрузку возложит на участников рынка создание персональных фондов, но одно можно сказать наверняка: любая дополнительная нагрузка на отрасль в текущих условиях может стать критической для многих ее участников".

    Законопроект по защите туристов нуждается в серьезной доработке в части поддержки регионального турбизнеса, считает зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышев: "Комитет поддерживает изменения в законодательстве, касающиеся введения электронной путевки, квалификационных требований к руководству туроператоров, запрета на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров".

    По его мнению, в законопроекте необходимо пересмотреть финансовую нагрузку на региональных туроператоров, работающих в сфере выездного туризма. Увеличение финансовых гарантий, сохранение резервного фонда и введение нового фонда персональной ответственности туроператоров приведет к значительному сокращению туроператоров малого и среднего бизнеса, особенно регионального и приграничного. Это скажется на увеличении стоимости турпродуктов, а также на снижении числа предложений и качества туруслуг для потребителя.

    Парламентарий уверен, что необходимо снизить предлагаемую в законопроекте финансовую нагрузку на туроператоров в соответствии с ее достаточностью. На стадии доработки документа необходимо рассмотреть возможность дифференциации финансовой нагрузки на турбизнес в зависимости от организации перевозок. В частности, выделить туроператоров, организующих чартерные туры, в отдельную категорию. Он также заметил, что предлагаемые законопроектом положения потребуют внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс.

    Поделиться