10.02.2015 11:27
    Поделиться

    Белгородский сервис выведут из "тени"

    В Белгородской области активизировали борьбу с "серым" бизнесом. С такой инициативой к властям вышли представители региональной ремесленной палаты, дескать, сектор бытовых услуг страдает от деятельности "теневых" конкурентов, рискуя исчезнуть.

    Оказывается, легальные парикмахерские, часовые мастерские, сервисы по ремонту обуви и ателье практически лишились клиентов - значительная их часть идет за услугами к "серым" поставщикам. Изменить ситуацию надеются благодаря огласке. Чем больше левых предпринимателей будут названы, тем лучше: кто-то захочет остаться на рынке и работать по закону, а о тех, кто уйдет, - сожалеть не станут.

    Отбрасывают тень

    Этой проблеме в региональном правительстве посвятили пресс-конференцию, на которой руководитель региональной ремесленной палаты Николай Забуга назвал шокирующие цифры: более половины предпринимателей на рынке услуг - нелегалы.

    - Представьте, сколько миллиардов рублей недополучает бюджет, - отметил он. - Я могу привести совершенно простые примеры. Выездной фотографией - особенно в загсах - почти все занимаются по "серой" схеме. Проблему как-то попытались решить в Старом Осколе - объявили тендер, его выиграла компания. Теперь только их фотографы работают в загсе. Но тут же пошли угрозы: им стали писать о демократии и свободе, обвинили в том, что другим не дают трудиться.

    При этом Николай Забуга признал, что работать легально в настоящее время очень сложно. И дело не в выросших страховых взносах или налогах. Причина - в "серых" конкурентах, которые отбирают клиентов.

    - В прошлом году 11800 предпринимателей закрыли бизнес, но я никогда не поверю, что они перестали кормить свои семьи, - подчеркнул эксперт. - Они работают, уверенные в собственной безнаказанности. Никогда бы не подумал, что такое скажу, но мне жаль, что проверяющие органы лишили возможности контролировать этот бизнес. Тем, кто работает законно, бояться нечего. Все налоги можно платить при условии, что есть объем работ. Но за последние девять месяцев он сократился в четыре раза. Клиент уходит от нас - к "ним".

    Закон не писан

    Начальник регионального управления потребительского рынка Владимир Зубов назвал "серый" бизнес "темным пятном" на теле всего общества.

    - Те услуги, что они предоставляют, не всегда качественные, - отметил он. - Люди не мотивированы на повышение профессионализма, не пытаются улучшать квалификацию. Важен и другой аспект. Они в полном объеме пользуются социальными благами - посещают поликлиники, ездят по хорошим дорогам, водят в школы своих детей. Но при этом ни копейки "в общий котел" не вкладывают. Не платят налоги, а значит, можно сказать, попросту обворовывают жителей области.

    Чиновник добавил, что нередки случаи, когда такие бизнесмены становятся на учет в Центр занятости и получают пособие по безработице.

    - Но самое важное - они могут нанести непоправимый урон клиентам, - отметил Владимир Зубов.

    Яркий пример - парикмахеры и визажисты. Николай Забуга отметил, что жалоб на этих "профессионалов" в ремесленную палату поступает предостаточно.

    - Наша комиссия по качеству часто рассматривает конфликтные ситуации. Например, клиентка заплатила 20 тысяч рублей за наращивание волос, а потом обнаружила, что не только эти волосы выпали, но и свои стали редеть. А все почему? Потому что мало-мальски что-то умеющие парикмахеры называют себя стилистами, и не хотят учиться.

    Эксперты признают, что навести порядок мгновенно не получится, да и инструментов для этого маловато. К примеру, та же налоговая служба не имеет права требовать от предпринимателя зарегистрироваться и делать положенные по закону отчисления.

    - Индивидуальный предприниматель выбирает объект налогообложения и решает, как платить - то ли по общей системе, то ли покупать патент, - отметила старший государственный налоговый инспектор Валентина Лоскот. - Он подает декларацию, а мы проверяем, все ли в ней верно - только и всего. Система основана на добровольности и порядочности граждан.

    Вопрос квалификации ремесленников, по мнению экспертов, требует пристального внимания и законодательного урегулирования

    Именно поэтому предприниматели решили бороться с "теневыми" конкурентами самостоятельно: ремесленная палата формирует комиссию из бизнесменов, чиновников, представителей Роспотребнадзора и Налоговой службы.

    - Любая тень боится света, - философски отметил Владимир Зубов. - Мы вывесим имена этих мастеров на "доску позора" и всем скажем: этот человек не предприниматель, он - никто. И даже имидж профессионала так можно разбить вдребезги. Достаточно одного случая, чтобы другие задумались, нужно ли им такое.

    Впрочем, вопрос квалификации мастеров, по мнению экспертов, требует пристального внимания и законодательного регулирования. Николай Забуга отметил, что в ремесленной палате уже приступили к работе над проектом регионального закона "О ремесленной деятельности". Его основные позиции касаются качества предоставляемых услуг, квалификации работников и налогообложения. В частности, предлагается ввести патент для мастеров, которые работают индивидуально, а также обязательный экзамен - как делается, например, в Германии.

    Диспетчеру не звонить

    Первый рейд представители ремесленной палаты и бизнесмены-активисты уже провели. Николай Забуга отметил, что начать решили с парикмахерских.

    - Мы посмотрели десять "точек" и только одна может работать, и то - если устранит мелкие недочеты, - сказал он. - Остальные назвать парикмахерскими - язык не поворачивается. Мастера без образования, без санитарных книжек... А сам владелец - даже не индивидуальный предприниматель.

    Пока всех нелегалов просто предупредили: не станете работать честно, пожалеете.

    - Они и сами понимают, что долго так продолжаться не может. Есть среди них и неплохие мастера, и они согласились с нами, мол, будем выходить из тени, - отметил Николай Забуга. - Но даже если эти люди зарегистрируются, станут платить налоги, работы нашей комиссии хватит. Достаточно зайти на любой сайт рекламных объявлений - сколько там "профессионалов" предлагает свои услуги на дому!

    К слову, телефоны указаны, как правило, мобильные: после скандала с клиентом человек сменит номер, и найти его вряд ли удастся. Бизнес, который занимает приличную долю рынка, как правило, имеет свой сайт и предлагает услуги в Сети. Однако и в этом случае не исключено, что под крылом крупной фирмы работает "шабашник". Любая служба "муж на час" - лишнее тому доказательство.

    - В свое время я получил очень "модную" профессию: стал одним из тех людей, которые постоянно ищут работу, - поделился сотрудник одной из таких фирм Алексей. - Вот и устроился сюда. Меня все устраивает: диспетчер передает заявку, я выезжаю, делаю, что нужно, и пересылаю хозяину деньги.

    Эту простую схему обрисовывает каждый мастер. Но большинство после этого оставляют визитку с номером личного мобильного:

    - Вы, если что, обращайтесь напрямую, - говорит он. - Диспетчеру - не надо звонить.

    Поделиться