10.02.2015 00:40
    Поделиться

    Россияне начали продавать купленную по старым ценам технику

    Декабрьский потребительский бум иссяк, сделанные сгоряча покупки все чаще появляются на сайтах частных объявлений. А торговые сети, специализирующиеся на продаже бытовой техники и электроники, фиксируют спад продаж.

    В декабре 2014 года основные сети по продаже бытовой техники "сделали кассу". "М.Видео" увеличил свою выручку на 52%, "Юлмарт" - на 20%, "Связной" - на 25%. Пик спроса пришелся на 16 и 17 декабря - первые два дня после повышения ключевой ставки ЦБ (с 10,5 до 17% годовых) и роста евро выше 100 рублей. Покупатели испугались обесценивания российской валюты, поэтому поспешили ее потратить. "В декабре покупки в основном делались за наличные средства", - говорит Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью "М.Видео". В то время как в ноябре покупатели активно пользовались кредитами, скупая товар на предновогодних акциях.

    Самыми популярными товарами стали телевизоры с широкой диагональю экрана, предложения об их продаже сегодня чаще всего встречаются на сайтах частных объявлений. Далее по популярности следуют ноутбуки и новые модели iPhone, говорят в компании "Юлмарт". Также в структуре продаж выросла доля крупногабаритной бытовой техники. Причем эта тенденция появилась в самом начале декабря, за две недели до резкого скачка курса доллара. Так что можно говорить о том, что она имеет прямое отношение к ажиотажному спросу.

    Люди торопились приобрести товары по низким ценам. Ведь не секрет, что цену техники во многом определяют евро и доллар. Так что за повышением курсов валют потребители угадывали и рост цен на технику. Даже когда магазины начали спекулятивно повышать цены, число покупателей не убавилось. "В декабре наибольшую активность демонстрировали покупатели из Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, резко возросло число покупок через сервис почтовой доставки, то есть в городах, где нет центров исполнения заказов и пунктов выдачи компании", - сообщили в компании "Юлмарт".

    Еще в декабре в очередях обсуждали, что далеко не все тратят деньги на технику для себя. Иначе к чему эти ограничения в магазинах - не более двух телевизоров в одни руки, не больше трех мультиварок на человека. Многие рассчитывали заработать, купив товар по старой цене, а в 2015 году продать уже по новой. И вот в январе появились первые объявления о таких продажах. "На Avito есть отдельные объявления, в которых указывается, что товар был куплен в декабре, чтобы сохранить деньги. Тенденцией это назвать еще трудно, - считает Татьяна Стародубцева, начальник отдела корпоративных коммуникаций Avito. - Впрочем, не стоит исключать возможности того, что через какое-то время число таких объявлений и спрос на технику на вторичном рынке увеличатся".

    Продавцы техники целенаправленно указывают, что она была куплена в декабре, до повышения цен, а теперь нужны деньги и продается дешевле, чем была куплена. Объявления должны стимулировать у посетителей сайта реакцию распродажи. Была куплена до повышения цен! А отдают и того дешевле! "Продается абсолютно новый телевизор без эксплуатации в упаковке. Покупался за 40 190 руб. 20 декабря, чтобы не пропали деньги", - гласит объявление. Владелец готов отдать технику за 30 тысяч рублей. Такие объявления ориентированы исключительно на тех, кто в спешке, не разобравшись в ситуации, приобретет товар. Ведь если покупатель все взвесит, посмотрит на предложения аналогичного товара в магазинах, то с удивлением выяснит, что цены в интернет-магазинах на эту модель начинаются от 25 тысяч рублей. Другой продавец предлагает телевизор за 34 тыс. руб. В магазинах цена стартует от 33 тыс. руб. В общем, многие объявления не выдерживают конкуренции с предложениями магазинов.

    Паника способствовала и тому, чтобы купить много ненужного или неподходящего. Поэтому объявления на сайтах выставляют не только те, кто пытается целенаправленно заработать, но и спекулянты поневоле. В основном это покупатели встраиваемой техники, не подошедшей по размеру.

    Казалось бы, зачем идти на сайт частных объявлений, если можно вернуть покупку в магазин. Но этого не происходит. "Возвраты фиксируются сейчас на обычном уровне, какого-то увеличения мы не отмечаем", - говорит Антон Пантелеев. Все дело в строгих правилах. Бытовая техника и электроника подлежит обмену и возврату, если ее дефекты были выявлены в течение 15 дней. А для ряда категорий товаров, на которые установлены гарантийные сроки, действует правило, согласно которому по истечении 15 дней товар вернуть можно только при наличии существенных недостатков либо необходимости в длительном ремонте - более 45 дней.

    Встраиваемая техника действительно имеет много нюансов, которые нередко выясняются в процессе установки. Раньше с этим не было проблем. Магазины соглашались на обмен товара. Выбрал другую модель - и проблема решена. Но не сейчас. В обмен технику можно купить уже по новой цене, которая не устраивает покупателей. Вот и выходит, что единственная возможность вернуть деньги - это продать ненужную вещь. Кстати, продавцы встраиваемой техники выставляют выгодные цены. Они понимают, что покупателей, которым подойдет техника определенного размера, немного. Надо их привлечь и удержать. Поэтому варочную панель, цены на которую стартуют от 24 тыс. руб., можно купить за 22 тыс. руб.

    Опасения некоторых экспертов по поводу того, что частники, скупившие технику, составят конкуренцию крупным сетям, пока не оправдываются. Цены частников низкими не назовешь, а гарантий никаких. Вернуть товар в случае поломки частнику нельзя. Но не исключено, что уже к концу первого квартала 2015 года предложения о частных продажах станут намного заманчивее, вопрос только в цене.

    Поделиться