Новосибирская больница заплатит 1,1 миллиона за смерть школьницы

16 февраля суд Октябрьского района Новосибирска вынес решение по иску Ирины Ларицкой к городской клинической больнице скорой медицинской помощи №2, где год назад погибла 17-летняя дочь Ирины. Суд признал вину медучреждения в смерти пациентки и взыскал с больницы 1,1 миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда матери.

Как сообщала "РГ", одиннадцатиклассница Катя Ларицкая попала в БСМП №2 в феврале прошлого года. Врачи поставили ей диагноз - желчекаменная болезнь - и принялись оперировать. "Лучше бы они отказались лечить мою дочь, тогда она была бы жива", - считает мать девочки.

Первая эндоскопическая операция - камни из желчных протоков врач пытался удалить через пищевод - была сделана Кате пятого февраля. Эксперты Красноярского бюро СМЭ считают, что одновременно врач должен был провести ряд дополнительных исследований, в частности МРТ и эндоскопический ультразвук. Это позволило бы определить точное расположение камней. Но в больнице этим пренебрегли, эндоскопист не добился никакого результата, и через пять дней вмешательство было решено повторить (Ирине Ларицкой об этом даже не сообщили).

На этот раз Катю оперировал хирург из областной больницы. При вмешательстве он повредил сосуд, у Кати началось внутреннее кровотечение, которое врачи не сразу заметили. На помощь девушке они бросились только тогда, когда она попыталась встать с кровати и потеряла сознание, с размаху ударившись об тумбочку, - это было через пять часов после операции. Эксперты в заключении указали на "отсутствие должного контроля за состоянием больной" в это время.

Кровотечение, хоть и не сразу, но все же удалось остановить, крайне тяжелую кровопотерю - восполнить. "Не забудьте нас отблагодарить!" - повторял Ирине Ларицкой завотделением реанимации больницы. Однако до благодарностей дело не дошло: у Кати начался панкреонекроз, и 14 февраля она скончалась - совершенно неожиданно для врачей больницы. Как установили эксперты, смерть наступила от панкреатогенного шока. Судмедэксперты подчеркивают: вторая операция была Кате уже противопоказана из-за возникшего отека, и между действиями врачей и смертью 17-летней девушки есть прямая причинно-следственная связь.

В больнице вину в смерти школьницы отрицают. По мнению медиков, Катя погибла из-за грозного осложнения - тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА), которую практически невозможно предвидеть. Однако красноярские эксперты эту причину смерти исключили, не найдя признаков ТЭЛА при исследовании органов погибшей. Сомневался в тромбоэмболии и новосибирский врач, детский реаниматолог Алексей Шмаков, один из рецензентов истории болезни девочки.

Главврач БСМП №2 Алексей Подергин с этим категорически не согласен: как заявил он сегодня в суде, для него причина смерти ясна, и это - тромбоэмболия, которую по непонятным ему причинам "не заметили" эксперты.

- Главврач и юристы медицинского учреждения пытались добиться в суде назначения новой экспертизы, - рассказала "РГ" директор центра медико-страхового права Юлия Стибикина, представляющая интересы Ирины Ларицкой. - Утверждали, что судмедэксперты Красноярска ошиблись в выводах, что они не подтвердили свое заключение ссылками на научную литературу, что нужно получить ответы на новые вопросы, и так далее, и тому подобное. Однако суд счел, что в деле достаточно сведений для вынесения решения.

Решение суда больница, конечно же, обжалует. А в перспективе у врачей - еще и уголовный процесс. По словам Ирины Ларицкой, она добивается возбуждения уголовного дела в отношении медиков и уже предоставила копию экспертного заключения в СУ СКР по Новосибирской области.