Вряд ли кто-то из родителей руководствуется этой формулой, выбирая для своего ребенка формат раннего образования. Но смело можно утверждать, что в стране "подросло" целое поколение родителей, считающих, что стартовать в деле развития интеллекта ребенка после трех уже поздно. Рынок молниеносно отреагировал на сформировавшийся спрос. На 2014 год пришелся пик роста конкуренции среди частных детских клубов и центров раннего развития, основная аудитория которых - малыши от 6 месяцев до 5 лет. По оценкам экспертов, именно этот бизнес, хотя он и не является высокомаржинальным, способен не только не сокращаться, но и расти в период кризиса.
Сегодня в стране более двух тысяч детских частных клубов и мини-садов. И их количество продолжает расти, несмотря на то что государство с каждым годом уделяет все больше внимания строительству новых детских садов. "Например, только в Казани в следующие два года планируется построить около 70 детских садов, - говорит Юрий Белонощенко, основатель Бэби-клуба. - Государство стремится выполнять свою функцию настолько хорошо, насколько возможно. Но у нас своя задача, дополняющая систему государственного дошкольного образования. Например, в детских садиках воспитание строится в основном на child care-формате, у нас же целенаправленные развивающие занятия. Кроме этого, в краткосрочной перспективе у государства недостаточно ресурсов для обеспечения детскими садами детей до трех лет. Сейчас мы можем очень органично дополнять государственные образовательные услуги в младшем сегменте".
С этим соглашается Роман Кислов, соучредитель сети детских клубов "Дом Чудес": "Пока качество государственных дошкольных учреждений невысоко, спрос на частные сады, детские центры раннего развития будет увеличиваться. Конечно, государство тоже не стоит на месте, постепенно внедряются и новые программы развития и обновляется оснащение садов и школ, в целом же подход в государственных учреждениях более общий, унифицированный. Но нельзя занижать их значимость, так как они остаются пока основными институтами социализации и образования детей. Эффективную образовательную индустрию на выходе даст разумный путь развития и частных, и государственных учреждений".
Рынок детских развивающих центров уже перерос период становления. Можно сказать, что сегодня он входит в зрелую фазу. Во-первых, количество субъектов перевалило за несколько тысяч, во-вторых, на рынке присутствуют разные категории игроков: крупные франчайзинговые сети (больше 30 точек присутствия), сети небольшого масштаба (до 5-10 клубов) и локальные игроки, имеющие 1-2 объекта. По словам Юрия Белонощенко, такая структура неслучайна: "Этот бизнес не является высокомаржинальном, поскольку он зажат в макроэкономическом треугольнике тремя факторами: цена на аренду коммерческой недвижимости, стоимость квалифицированного персонала и стоимость абонемента за посещение клуба или сада. Мы имеем достаточно прибыльный и социально-привлекательный бизнес, которым по-хорошему должен управлять его хозяин. Этот бизнес как европейские семейные ресторанчики. Поэтому мы и имеем либо локальных игроков, которые смогли продвинуться не дальше одного - трех объектов, либо франчайзинговые сети из 30-150 клубов. Франшиза как раз и дает и технологии, и отражает данный принцип: у каждого клуба есть свой хозяин, конкретный предприниматель".
Хотя сегодня наибольшая конкуренция именно на уровне крупных франчайзинговых проектов, мамы в декретном отпуске, бывшие клиенты крупных центров развития все еще открывают отдельные заведения. "В Мытищах, например, по 3-4 детских центра на каждой улице. Любая женщина, у которой есть маленькие дети и муж, который может помочь с первоначальными вложениями, считает себя вправе открывать детский центр, клуб и т. д., - говорит Екатерина Павлова, педагог, директор "ЦРД "Выше радуги". - О высшем педобразовании, опыте работы и каких-то профессиональных амбициях речи никто не ведет. Это дискредитирует серьезную работу. Такие центры не имеют своей концепции, не знают на чем профилироваться и занимаются всем по чуть-чуть: и мини-садик, и досуг, и танцы, и рисование, и горе-подготовка к школе, и ужас под названием "Монтессори занятия", и "раннее развитие" в виде "три прихлопа, два притопа".
Интересно, что модели четкого потребительского поведения у клиентов детских клубов еще не сформировались так, как это происходит, например, в сфере общественного питания или розничной торговли. Впервые присматривая клуб для своего годовалого малыша, родитель опирается в основном на свои ощущения или отзывы "коллег" по песочнице. По словам Юрия Белонощенко, одни родители хотят просто социализации и общения для ребенка, другие предъявляют вполне определенные требования: например, навыки счета и чтения за небольшой промежуток времени.
"Раньше женщины - мамы, бабушки и няни - намного чаще посещали наш центр, нежели папы с детьми, - рассказывает Евгения Ангерт, директор семейного центра "Ого-Город" на Тульской. - Сейчас доля активных пап, которые охотно занимаются воспитанием и проводят время вместе с детьми, заметно возросла. Чаще всего к нам обращаются родители в возрасте до 35 лет, имеющие высокий достаток, экономически независимые. И у них действительно большие запросы: они готовы платить высокую цену за занятия, но ищут для своих детей высококвалифицированных педагогов, хотят, чтобы их ребенку уделяли индивидуальное внимание". По словам эксперта, в последнее время у родителей появилась ориентация на сочетание развлечений с развитием, востребованы интеллектуальные игры, занятия робототехникой.
"У нас есть две подруги, владеющие детскими центрами, - рассказывает Елена Фрадкина, основатель клуба смышленых малышей "Головастик" (город Королев). - Один в центре Москвы, второй - в области (80 км от МКАД). И в каждом клубе совершенно разные занятия и студии являются "дойными коровами". У кого-то "мама плюс малыш" хорошо работает, у кого-то танцевальная студия приносит больше прибыли, у кого-то группа кратковременного пребывания является самой востребованной. Это, как правило, связано с географией и окружающей инфраструктурой. Все зависит от конкретного места, образовательного и финансового уровня аудитории".
Больших сложностей при ведении "детского" бизнеса эксперты не выделяют. Для локальных игроков самой труднорешаемой проблемой являются, как правило, квалифицированные кадры. "Вопрос всех вопросов - квалифицированные, думающие и мотивированные профессионалы, которые хотят работать, зарабатывать и помогать детям. Даже большие зарплаты не могут заставить специалистов работать на результат и с полной отдачей", - говорит Екатерина Павлова.
Крупные сети, работающие по франшизам, решают кадровую задачу с помощью корпоративных университетов. "Если с помещением и ремонтом все решается относительно быстро, то с набором преподавателей-предметников и клиентоориентированных администраторов часто возникают сложности. Мы выявили эти проблемы и регулярно проводим тренинги: раз в месяц тренинг, дважды в месяц - обучающие вебинары", - говорит Галина Кукушкина, директор сети "Крошка Ру".
Кстати, надзорные органы хотя и выставляют достаточно жесткие требования, по словам представителей детских клубов, относятся к этому виду бизнеса довольно лояльно. По словам Юрия Белонощенко, после принятия нового закона об образовании последовала серия изменений в федеральные законы, которые облегчили процедуру получения лицензии на право ведения образовательной деятельности: "Были изменены требования к помещениям, к высоте потолков, к наличию второго выхода, к размерам и количеству туалетов. Мы как эксперты также привлекались к обсуждению и разработке всех этих документов, государство серьезно разворачивается в сторону отрасли. Единственное препятствие - патентная система налогообложения не включает услуги основного дошкольного образования. Но и этот вопрос находится в стадии решения".