БГТУ - первое на Брянщине высшее учебное заведение. Он был основал как Бежицкий машиностроительный институт постановлением Главвтуза ВСНХ СССР от 23 ноября 1929 года и включен в число высших учебных заведений постановлением ВНИК СНК СССР от 23 июля 1930-го. С февраля 1936-го по январь 1944-го вуз именовался Орджоникидзеградским машиностроительным институтом. Это связано с названием станции в Бежице, которая со временем стала районом Брянска.
Распоряжением Совнаркома СССР в январе 1944 года учебное заведение было переименовано в Бежицкий механико-машиностроительный институт, позже - в Бежицкий институт транспортного машиностроения. Но, пожалуй, более всего его знают как Брянский институт транспортного машиностроения. Соответствующий указ Президиума верховного Совета РСФСР был подписан 2 июня 1956 года. Наконец, 28 декабря 1995-го Государственный комитет РФ по высшему образованию переименовал его в Брянский государственный технический университет.
За время своей деятельности вуз развился в многопрофильный учебно-научный университетский комплекс. При этом некоторые укрупненные группы специальностей и направлений высшего профессионального образования для Брянской области являются уникальными: в частности, приборостроение и оптотехника, электронная техника, информационная безопасность, радиотехника и связь. Более половины направлений подготовки вуза правительство России определило как приоритетные для модернизации и инновационного развития экономики страны.
За 85 лет вуз подготовил свыше 50 тысяч специалистов для тяжелого, транспортного, энергетического машиностроения, приборостроения, энергетики, электроники, транспорта, газовой промышленности, в области информационных технологий и других отраслей народного хозяйства. Его выпускники занимают ведущее положение на многих предприятиях бывшего СССР и России, в машиностроении, вагоностроении, локомотивостроении, турбиностроении, газовой промышленности. Эффективность БГТУ подтверждена результатами мониторингов Министерства образования и науки РФ.
С первых дней существования вуз развивался не только как учебный, но и как научный центр. Первая научная школа здесь сложилась в 1943 году, когда проводились исследования в области механики, динамики и прочности машин. Тематика со временем расширялась: моделирование подвижного состава, поверхностный слой деталей и точности обработки газотурбинных двигателей, повышение надежности и износостойкости деталей...
Создателями научных школ были ученые, впоследствии получившие мировое признание, в их числе доктор технических наук профессор Лев Никольский - основатель научной школы "Динамика и прочность транспортных машин". Большой вклад в развитие и становление научной школы внес доктор технических наук профессор Борис Кеглин.
В 1995-м вуз приступил к компьютерному моделированию динамики механических систем. Основателем направления стал доктор физико-математических наук профессор Дмитрий Погорелов. Изначально в состав коллектива вошел ряд студентов. Получили развитие методы численного моделирования динамики систем тел, был разработан программный комплекс "Универсальный механизм" для анализа динамики механических систем на железнодорожном, автомобильном и гусеничном транспорте. Комплекс "УМ" получил признание в отечественном научно-исследовательском сообществе. Например, за последние 20 лет практически весь вновь создаваемый подвижной состав железных дорог в ведущих НИИ России рассчитывается с привлечением комплекса и при активном участии членов коллектива научного направления. Брянцы ведут научное сотрудничество с Институтом космических исследований, Росатомом. Комплекс известен и за пределами России.
Ученый с мировым именем, доктор технических наук профессор Александр Кириллов стал основателем научной школы "Турбостроение". Проводились разработки по двум основным научным направлениям: аэродинамические исследования проточных частей паровых и газовых турбин и интенсификация процессов тепломассообмена в теплообменных аппаратах энергетических установок. Для выполнения исследований аэродинамики в короткие сроки, практически с нуля, была создана лаборатория турбомашин.
Научное направление по экспериментальным исследованиям по интенсификации процессов теплообмена в теплообменных аппаратах энергоустановок было создано С.С. Берманом. Значительный вклад в изучение этих и других вопросов внесли доктора технических наук, профессора К.В. Фролов, В.А. Иванов, А.И. Кириллов, В.Т. Буглаев, Б.Д. Билека, А.Д. Межерицкий, А.П. Сопанкевич, Л.М. Дыскин, В.И. Никишин, А.А. Апостолов и другие.
Брянская научная школа "Технология машиностроения" зародилась в 1970-е годы под руководством доктора технических наук профессора Эдуарда Рыжова. Она занималась исследованием технологического обеспечения шероховатости и контактной жесткости и другими работами. Технологическое обеспечение качества поверхности и эксплуатационных свойств деталей машин и оснастки продолжались и расширялись. Закономерным итогом стала защита докторских диссертаций. В 1982 году по теме "Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств контактирующих деталей машин" защитился Анатолий Суслов. Позже, в 1994 году, по его же инициативе был организован совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.
В начале 1990-х в вузе сформировалась научная школа "Исследование новых информационных технологий в области инновационного производства и управления социально-экономическими системами". Основатель школы - доктор технических наук, профессор Владимир Аверченков. В 1987 году он организовал научно-исследовательскую лабораторию САПР и создал первый компьютерный класс в институте на базе СМ ЭВМ. В 1992 году на базе этой лаборатории по решению Министерства образования РФ был создан областной центр новых информационных технологий. А в 2003-м коллектив научной школы организовал новую кафедру "Компьютерные технологии и системы".
Великолепные результаты брянского университета достигнуты благодаря усилиям всех сотрудников и преподавателей вуза, их готовности идти в ногу со временем, совершенствоваться и решать те научные, технические и педагогические задачи, которые ставит действительность. Уровень квалификации и степень самоотдачи коллектива позволяет с оптимизмом смотреть в завтрашний день и ожидать дальнейшего развития и укрепления вуза, благодаря чему будут не только сохранены, но и преумножены славные традиции Брянского государственного технического университета.
На правах рекламы