В резиденции австрийских императоров прошел девятый Русский бал

Первый и единственный русский бал Австрии, вошедший в десятку самых престижных и элегантных в европейской бальной столице, ежегодно посвящен одной теме. В этом году она отлично резонировала с представлениями европейцев о "классической России": обозначив тему "Образы", устроители хотели оживить образы знаменитых балов классической русской литературы.

Балы из "Евгения Онегина", "Войны и мира", "Маскарада", людские страсти которых восходят к философии, давно уже вышли из литературных рамок. А с течением времени они обросли тоже ставшими классикой музыкальными парафразами и превратились в самостоятельный культурный символ. Идея проста, как все гениальное, и обречена на успех. Русский бал в Вене должен был приблизить этот символ к собравшимся зрителям, и все получилось.

Впрочем, "зрителям" - это натяжка. Русский бал традиционно строится по наработанной схеме: сначала театрализованная программа, а затем прежде сидевшие за столиками и проникшиеся идеей бала гости вместе с артистами начинают танцевать. Разумеется, под живой оркестр, как же иначе - на этот раз был бэнд с удивительным репертуарным диапазоном и венский оркестр "Klangvereinigung" ("Звуковые ассоциации"), умеющий плести кружево вальсов и наяривать молодецкий "Марш Радецкого". Для тех, кто сильно сомневается по поводу своих хореографических умений, на приглашении есть пометка: "Специальной танцевальной подготовки для участников бала не требуется, основные танцы вальс, полька, а также танцы в индивидуальном стиле сообразно умению гостей". Это позволяет совсем уж неспособным к вальсу медведям пуститься в пляс как минимум на общей польке.

Однако до желания исполнять благородные танцы гостей должна довести театрализованная программа, и ее качество - заслуга арт-директора и продюсера Русского бала Наталии Хольцмюллер. Пока иные госструктуры не знают, как освоить отпущенные на улучшение имиджа страны за рубежом бюджеты, она в девятый раз собственными силами выстраивает грандиозное и давно переросшее камерный формат событие. Гений места сразу диктует уровень: Русский бал традиционно проходит в самом сердце Вены, внутри королевского Ринга, гости приезжают к парадному крыльцу знаменитого дворца Хофбург. Зеркала и лепнина парадного зала поражают элегантной роскошью, стены бывшей резиденции австрийских императоров помнят Венский конгресс 1814-1815 годов, установивший очередные границы Европы, а фото современных гостей уровня Маргарет Тэтчер и Билла Клинтона скромно украшают технический холл.

Лицом девятого Русского бала был лучший Князь Болконский всех времен и народов Василий Лановой, и в его исполнении хрестоматийные толстовские строки о первом бале Наташи пробрали до озноба. А главными танцующими театральной части были, как и положено, дебютанты - студенты Московской государственной консерватории имени Чайковского. Сидящий за столиком ректор Александр Соколов мог гордиться питомцами: без пяти минут пианисты и струнники в благородных танцах блеснули музыкальностью. Но важно другое: может быть, пока они порхали в длинных платьях и смокингах по паркету, в них проявилось осознание себя как носителей большой культуры. Чтобы это ощутили все присутствующие, и затевается Русский бал в Хофбурге.