- Владимир Викторович, перед регионами стоит сложная задача - разработать свои антикризисные планы, спрогнозировав, как будет развиваться экономика до конца года. На ваш взгляд, не проще ли, взяв за основу план правительства РФ, переписать его?
Владимир Климанов: Региональный план антикризисных действий по сравнению с федеральным имеет свою специфику. К примеру, для субъектов РФ наиболее важным представляется помощь малому бизнесу и ситуация на рынке труда, а на федеральном уровне гораздо большее значение имеет поддержка системообразующих предприятий, банковского сектора и т.д.
Но самое болезненное, что ждет регионы, - им придется еще больше "дожимать" планы по оптимизации бюджетных расходов. Правительственное распоряжение о стабилизации ситуации в экономике в 2015 году именно к этому подводит все субъекты РФ. Причем речь идет не просто о сокращении неэффективных расходов на пять-десять процентов. Необходим кардинальный пересмотр всех региональных программ, в зависимости от того, что финансируется из бюджета, а что нет. Недавнее заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что нужно секвестировать индексацию зарплат бюджетников и социальных выплат, тоже может быть сигналом для регионов сделать то же самое. Ведь в субъектах РФ зарплата бюджетников - это едва ли не большая часть всех бюджетных расходов. К примеру, только расходы на образование в региональных бюджетах составляют 30-40 процентов от всей расходной части местной казны.
- Получается, что у регионов вариантов для антикризисного маневра не так уж и много?
Владимир Климанов: Думаю, что регионы будут вынуждены активнее занимать на долговых рынках и просить бюджетные кредиты. Между тем, в условиях высокой ключевой ставки к банкам обращаться невыгодно. На помощь из федерального бюджета тоже особо рассчитывать теперь не приходится.
Хорошо, что антикризисные планы регионы принимают сейчас, перед масштабным спадом в экономике до начала активного роста безработицы, падения производства. Я всегда сравниваю с 2009 годом, когда мы подошли к кризису совсем неподготовленными. Тогда меры по оздоровлению экономики и снятию напряженности на рынке труда, которые принимались регионами, были в новинку. Сейчас власти субъектов РФ готовы очень оперативно отреагировать на любое изменение на рынке.
- Какие, на ваш взгляд, механизмы, которые были опробированы в кризис 2008 года, могут и сейчас успешно использоваться?
Владимир Климанов: Все действия по насыщению ресурсами, прежде всего финансовой системы, в основном правильные. Но, с другой стороны, необходимо больше мер поддержки реального сектора экономики. Я имею в виду как денежные, так и не денежные формы кредитов, различные госгарантии, защиту наших экспортоориентированных производителей. Нужно уже сейчас планировать развитие ситуации по наиболее уязвимым направлениям. К примеру, меры по снятию напряженности на рынке труда в прошлые годы оказались весьма эффективными. Тогда там создали, пусть отчасти бутафорные, но все-таки в отдельных случаях неплохо сработавшие инструменты временной занятости, как например общественные работы.
- Однако, согласитесь, что сейчас ситуация не такая, как в 2009 году…
Владимир Климанов: Экономический кризис может ударить очень точечно, а к этому мы не готовы. К примеру, я не представляю, какой должен быть выход из ситуации с валютной ипотекой. Эта проблема затрагивает активный слой населения, пусть очень узкий, который сейчас оказался в очень тяжелом финансовом положении. Как правильно на это реагировать? Предлагается пока найти просто какие-то финансовые ресурсы, чтобы эту ситуацию каким-то образом закамуфлировать. Но по сути проблема-то не решается.
Инвесторам сейчас сложно планировать масштабные события, как стройка в Сочи или во Владивостоке. А когда сейчас запускаются крупные долгосрочные проекты с непонятными расчетами на перспективу, они вызывают, по крайней мере, некоторое удивление. Я не удивлюсь, если сейчас в региональные антикризисные планы будут требовать включения вариантов разруливания ситуации с электричками. Просто потому, что эта проблема, которая затрагивает определенные взаимоотношения регионов с РЖД, оказывается очень болезненной. Наверное, то же самое будет с должниками по ипотеке.
- Очевидно, что власти не хотят идти на обострение ситуации. К примеру, в антикризисном плане Москвы переносится ликвидация некапитальных сельхозрынков до 2016 года. Другие регионы этот опыт тоже могут взять на заметку, включив в свой антикризисный план?
Владимир Климанов: Без сомнения, могут. Более того, ситуация с малым бизнесом выходит почти анекдотичной. Осенью прошлого года регионам добавили больше полномочий в части применения налогообложения по отношению к малому бизнесу и расширения списка отраслей, по которым выдаются патенты по видам деятельности. Но действительно, малый бизнес можно просто задавить этими мерами. Получается, что вроде бы мы регионам развязали руки, а с другой стороны, хотим получить дополнительные доходы в бюджет. Наоборот, нужно спасать этот бизнес, предоставляя финансовую помощь, поддержку в становлении и развитии МСБ, необходимо также стимулирование самозанятости малого бизнеса и всего остального. Все это прерогатива региональных, а не федеральных антикризисных программ.
- Заместитель мэра столицы Марат Хуснуллин, представляя антикризисный план, сообщил, что Москва сворачивать масштабные стройки не станет, но сроки сдачи объектов будут сокращены, чтобы минимизировать издержки из-за инфляции. К примеру, строительство стадиона "Лужники" теперь планируется завершить в следующем году. Этот антикризисный рецепт, насколько, как вам кажется, может быть универсальным и эффективным, чтобы его можно было тиражировать и на других территориях?
Владимир Климанов: Со стройками этот рецепт точно универсальный. И он не просто может, а было бы нужно, чтобы он тиражировался другими. Более того, он есть в федеральной программе.
На мой взгляд, регионам по новым проектам нужно провести сейчас экспертизу, чтобы понять, стоит их вообще начинать или нет. И сосредоточиться на завершении текущих строек. По данным Комитета Госдумы по бюджету и налогам,у нас строительство недостроя увеличилось и в 2013, и в 2014 году. И от этого тяжелого груза нужно стремиться как можно быстрее избавиться. Оставлять в подвешенном состоянии весь этот недострой на какую-то далекую перспективу будет очень тяжело. Поэтому рецепт московских властей очень важный и для федералов, и для регионалов.
- А что вы скажете по поводу наметившихся массовых сокращений на предприятиях? Что, на ваш взгляд, нужно уже сейчас предпринять, чтобы не допустить неблагоприятного развития ситуации на рынке труда?
Владимир Климанов: Здесь есть многоходовое действие, связанное с тем, что, не повышая и не индексируя зарплату бюджетникам разных категорий, не создается ненужной напряженности в государственном и корпоративном секторе. Потому что необходимо помнить о ситуации в 2009 году, когда заработная плата в бюджетном секторе росла, а в корпоративном наблюдалось банкротство и сокращение персонала.
Если сейчас удастся сдержать рост зарплат при падающем производстве, причем любыми способами, это будет правильный шаг. На мой взгляд, главное - это не разогреть рост зарплат, которые у нас, к сожалению, в последние годы неуклонно растут именно в бюджетном, а не в корпоративном секторе. Когда у компаний не будет возможности увеличивать зарплаты, у них не будет необходимости этого делать с оглядкой на бюджетный сектор, увеличивающий оклады специалистам. И поэтому сейчас нужно заморозить уровень зарплат. Это такое, может быть, неожиданное, но консолидированное понимание того, что нужно затягивать пояса.
А все остальные меры на рынке труда традиционные. На региональном уровне это стимулирование самозанятости и малого бизнеса самыми разнообразными способами, чтобы были какие-то альтернативные варианты в случае массовых сокращений людей. Кроме того, необходима помощь системообразующим предприятиям с условием соблюдения мер по сохранению сложившего рынка труда. Сохраняют актуальность и более мелкие, точечные мероприятия, связанные с повышением квалификации, переподготовкой кадров, со стимулированием трудовой миграции.
Другое дело, что, предпринимая усилия для стабильности на рынке труда, стоит стимулировать предприятия, которые должны в условиях даже такой ситуации перестроиться на новый лад. И это всегда дилемма. Что лучше: сохранить неэффективное производство только для того, чтобы не было безработицы, или все-таки стоит пойти на более кардинальные меры, чтобы произошла какая-то модернизация, пусть даже в условиях кризиса.