Власти будут обсуждать с населением планы по реорганизации ЖКХ

Прежде, чем передавать в частные руки системы теплоснабжения, водопроводы, канализационные и очистные системы, еще до объявления конкурса необходимо провести публичные слушания. В ОНФ подготовлен и внесен в Госдуму законопроект, который обяжет муниципальные власти обсуждать с населением свои планы по реорганизации ЖКХ.

Понятно, что привлечение частных инвесторов - это едва ли не единственный реальный вариант возрождения жилищно-коммунальных предприятий. При передаче старой инфраструктуры в концессию подразумевается, что бизнес не только будет ремонтировать старые сети и строить новые, но и обслуживать все это хозяйство в дальнейшем. Разумеется, окупая вложенные средства.

Именно частники могут обеспечить эффективную работу ЖКХ, поскольку им не выгодны аварии, потери тепла и воды. В отличие от муниципальных предприятий, они вкладывают собственные деньги, а не "осваивают" бюджет.

Другой модели выхода из коммунального кризиса у нас нет. И хотя о развитии частно-государственного партнерства в коммунальной отрасли говорится уже много лет, на практике эта идеальная схема работает редко.

"Решения о передаче объектов ЖКХ в концессию нередко принимаются кулуарно, жителей не ставят в известность, - пояснил "РГ" один из авторов законопроекта, член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов. - Условия концессионных соглашений обсуждаются в закрытой форме, в них не участвует ни общественность, ни журналисты".

Такая "непрозрачность" (вообще характерная для коммуналки) не случайна: нередко оказывается, что конкурсы "выигрывают" компании, тесно связанные с представителями местной власти. Понятно же, что на необходимость инвестиций в реконструкцию и строительство сетей легко "списать" едва ли не любое увеличение коммунальных тарифов. И люди платят - деваться им некуда.

Эксперты ОНФ проанализировали, как проводятся концессионные конкурсы в нескольких российских городах. Проблемы везде примерно одинаковые: отсутствие независимого аудита, многомиллионные долги, "висящие" на предприятиях. У выходящих на конкурсы коммерсантов отсутствуют инвестиционные планы. А у властей нет четко сформулированных требований к бизнесу по восстановлению инфраструктуры.

"Проанализировав условия передачи в концессию объектов тепло- и водоснабжения в нескольких российских городах, в частности, в Рязани, Волгограде, Бердске, можно прийти к выводу, что есть реальная опасность ухудшения состояния объектов ЖКХ, - заключили эксперты ОНФ. - Те условия, на которых сейчас планируется передать коммунальные объекты в частные руки, могут привести к тому, что они будут полностью изношены, и понадобятся огромные бюджетные средства для их восстановления".

Хотя бы отчасти решить проблему можно, если обсуждать все условия предстоящих изменений прозрачно и открыто. "Для этого предлагается обязать концедента (то есть муниципальные власти) выносить проекты концессионных соглашений на публичные слушания еще до объявления конкурса, - пояснил Старшинов. - Нужно зафиксировать мнение граждан по результатам таких слушаний отдельно от мнения юридических лиц. В итоге мы сможем повысить качество принимаемых решений и понизить социальную напряженность".