Главное, о чем стоит помнить: и для тех детей, кто бывал в лагере и готов к приключению, и для тех, кто не до конца представляет, как устроена лагерная жизнь, - это особая, отдельная реальность с новыми знакомствами, новым опытом и возможностями, временной свободой от родительской опеки и морем положительных эмоций.
В лагере, как и в любом другом сообществе, существуют четко определенные правила и традиции. Поэтому один из главных показателей психологической готовности ребенка - умение следовать определенной инструкции, призывам взрослых. Это особенно важно в первые дни смены, когда дети знакомятся друг с другом и лагерем. Если ребенок "не слышит" или не готов следовать указаниям, ему будет сложно. Вот три самых очевидных и необходимых правила существования в лагере:
Следующий показатель готовности ребенка к поездке - готовность к самоорганизации. Если у ребенка сложности с соблюдением режима дня, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены (будет ли чистить зубы и принимать душ без напоминаний, догадается сменить одежду и нижнее белье?), то в лагерь ему ехать еще рано.
Еще одно важное умение - разумное отношение к неудачам. Например, в лагерном футбольном соревновании вратарь пропустил мяч и из-за этого команда проиграла. Ребенок оказался в ситуации неуспеха. Конечно, вожатый обязательно поддержит ребенка: разберет проблему во время вечерней отрядной встречи, переломит ситуацию, поручив ребенку важное и почетное дело. Однако и сам ребенок должен суметь принять сложившуюся ситуацию и помочь вожатому грамотно разрешить ее.
Вообще, дети должны идти на контакт с вожатыми и ровесниками. Жизнь в лагере строится на четко определенных правилах и традициях, взаимоотношениях групп, поэтому умение ребенка стать частью команды очень важно.
Для начала, лагерь и программу смены стоит выбирать вместе с ребенком. Предложений на рынке масса от спорта до лингвистики. Приняв участие в выборе программы и обсуждении лагеря, ребенок будет чувствовать себя автором собственных каникул.
Расскажите максимально подробно о том, что такое лагерь, как он устроен, кто там живет и какие существуют лагерные традиции. Посмотрите фотографии из лагерей: жилых комнат, территорий, спортзалов и столовых. Порассуждайте, в каких условиях хотел бы жить ребенок: сколько человек может быть в комнате, где должен быть расположен санузел. Или, может, ребенок вовсе выберет палаточный городок?
Если сомнения все еще остаются, попробуйте обсудить возможность поездки в лагерь со школьным педагогом или психологом. Эти специалисты порой лучше родителя могут определить психологическую предрасположенность ребенка к поездке.
В зависимости от возраста ребенок может очень по-разному выстраивать отношения с окружающими, решать вопросы дисциплины и самоорганизации. Дети младшего школьного возраста (7-11 лет), обычно крайне любопытны, энергичны, впечатлительны, непосредственны и легко идут на контакт. Их основной способ знакомства с миром - игра. Именно поэтому основной акцент в программе для малышей вожатые сделают на коллективных играх, коротких и простых мастер-классах, спортивных соревнованиях и эстафетах, театрализованных постановках.
Самая же большая проблема этого возраста - слезы и тоска по дому в первые дни пребывания в лагере. Родителям стоит успокоиться - в начале смены домой просятся практически все. Это временное явление, связанное с периодом адаптации, который может длиться до недели. Главное - не паниковать, и дать ребенку возможность привыкнуть и осмотреться: познакомиться со сверстниками, почувствовать себя важной частью отряда. Но если ребенок начинает проситься домой в середине или конце смены - к таким сигналам необходимо прислушаться.
Главная черта подросткового возраста (11-14 лет) - подчеркнутая независимость суждений и действий. Дети в этом возрасте активно противятся давлению и навязыванию поведенческих установок, часто идут на конфликт. Поэтому грамотные вожатые ведут себя с ними не как с воспитанниками, а как с союзниками, активно вовлекая подростков в заботу о младших детях, участие в лагерных и отрядных концертах, фестивалях, соревнованиях. Активные, уверенные в себе дети обычно без труда вливаются в лагерную жизнь и не скучают по дому. Трудности могут возникнуть у робких и застенчивых ребят, у них период адаптации может занять до 5 дней. Будет хорошо, если с таким ребенком в лагере отправится друг.
Для детей старшего школьного возраста (15-17 лет) характерно активное развитие навыков логического и теоретического мышления, потребность в общении со сверстниками, самоутверждение, первые попытки взять на себя ответственность. В этом возрасте люди охотно собираются всем отрядом, чтобы поговорить "по душам", попеть под гитару, устроить костер. Для ребят этой возрастной категории подходят беседы на какие-нибудь "острые темы", интеллектуальные игры, театральные постановки, концерты.