- Год от года растут бюджетные обязательства, и мы стараемся не только обеспечить их реализацию. Есть поговорка, что налоги - это наша цена за возможность жить в цивилизованном обществе, - отметил он. - Однако в прошлом году в нашем регионе бюджетный план не был выполнен на три миллиарда рублей. Всего поступило 55 миллиардов рублей налоговых доходов, из которых областные - 40 миллиардов. Много или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посчитать налоговый потенциал, который определяется размером валового регионального продукта.
Савченко рассказал, что в минувшем году ВРП Белгородской области превысил 600 миллиардов рублей, при этом, треть из этой суммы должна попасть в консолидированный бюджет страны в виде налогов. Однако, по словам главы региона, попали только 100 миллиардов. Докладчик отметил, что эти потери нельзя назвать нарушением налогового законодательства и привел массу примеров. Так, белгородский филиал одной из крупных компаний ежегодно получает 1,2 миллиарда рублей прибыли, и если бы он был самостоятельным предприятием, его отчисления в бюджет достигали бы 200 миллионов рублей.
В настоящее же время перечисляется лишь 30-40 миллионов. Такая же ситуация складывается и с грузоперевозками, а создание консолидированных групп налогоплательщиков и вовсе лишило белгородский бюджет восьми миллиардов рублей налога на прибыль. Савченко подчеркнул, что все это происходит в рамках действующего налогового законодательства, и назвал пять источников дополнительных доходов бюджета, которое могут появиться после определенных корректировок.
- Приведу такой пример. Мы потратили нулевые годы на то, чтобы создать прекрасный агропромышленный комплекс. В прошлом году предприятия отрасли получили 42,2 миллиарда рублей прибыли, а за все эти годы на поддержку АПК из бюджетов всех уровней было направлено примерно 80 миллиардов рублей. Наверное, эти предприятия должны все же платить налог на прибыль, ну хоть немножко, - отметил Савченко. - Ставку могли бы устанавливать на региональном уровне. И если, к примеру, она будет хотя бы 10 процентов, то из 40 миллиардов заплатить четыре в бюджет - это вполне справедливо.
Передать на региональный уровень было предложено и полномочия по определению налоговой ставки для арендодателей имущества.
- Аренда - это очень прибыльный сектор, - пояснил Савченко. - Но действующее законодательство позволяет минимизировать отдачу от него. Кто-то дал право не регистрировать договоры сроком менее года, к тому же, сама арендная плата не регулируется ничем, кроме договорных отношений. А для увеличения налоговой отдачи нужен специальный режим, к примеру, установить ставку отчислений - 10 процентов от арендной платы. У нас два миллиона квадратных метров коммерческой недвижимости, которые сдаются, и если они будут арендоваться по цене 300 рублей с метра, мы сразу же соберем миллиард рублей налогов как минимум. Сегодня же мы получаем крохи.
Кроме того, Савченко предложил уравнять условия получения патента для иностранцев и россиян: если человек нигде не зарегистрирован и работает на себя, то, чтобы получить патент, ему нужно стать индивидуальным предпринимателем. А это, по мнению главы региона, тормозит процесс легализации таких работников.
- На действующую патентную систему перешла лишь тысяча человек, - сказал он.
Еще одним источников доходов были названы акцизы на алкоголь. Регулировать алкогольный рынок белгородский губернатор также предложил на региональном уровне, при этом посчитав, что налоговый потенциал отрасли по самым скромным прогнозам может достигать 750 миллиардов рублей. Пока же консолидированный бюджет страны получает лишь 150-170 миллиардов.
- Дайте нам право регулировать алкогольный рынок, так, чтобы 50 процентов акцизов платили производители спиртного, еще 50 процентов - его потребители, - сказал Савченко. - В этом случае регион бы получил порядка шести-семи миллиардов рублей.
Пятым предложением Савченко стала инициатива о повышении статуса налогового инспектора.
- Есть семейный доктор, который должен знать болезни всей семьи, есть семейный адвокат, и я считаю, что должен быть и семейный налоговый инспектор. Чтобы он знал доходы и расходы каждой семьи, - заявил глава региона. - К примеру, человек дом построил, машину купил или шубу жене шиншилловую, и налоговый инспектор тут же пусть сопоставит это все и выяснит, все ли налоги гражданин заплатил.
Он напомнил, что белгородская налоговая инспекция уже применила подобную практику: с теми, кто официально не регистрирует свои доходы, но в то же время может себе позволить покупку дорогого авто или недвижимости, беседует инспектор, предлагая перечислить 13 процентов подоходного налога. Считается, что если у человека нашлись деньги на машину за несколько миллионов рублей, значит, доход точно есть.
- В 70 процентах люди добровольно платят, а остальные тридцать платят после судов, - отметил Савченко. - Налоговый инспектор во всем мире - самый страшный чиновник для недобросовестных налогоплательщиков, и самый уважаемый - для добросовестных.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Наталья Завилова, комментируя эти предложения, отметила, что обеспечить поступление доходов в полной мере можно лишь в результате совместной работы всех органов власти. Что же касается озвученных инициатив, то они могут стать законодательными, а представители ФНС готовы их поддержать.