Иностранные компании столкнулись с "проблемой 1 апреля"

С 1 апреля иностранные компании могут прекратить работать в России, без шуток. Многие филиалы и представительства иностранных компаний, работающие в России, не знают о занесенном над ними дамокловом мече и считают, что их деятельности ничего не угрожает. Однако уже с 1 апреля этого года все выданные до 1 января 2015 года разрешения и свидетельства, на основании которых иностранные компании ведут свою деятельность в нашей стране, могут утратить силу, что лишит их права работать в России.

Такие тяжелые последствия поджидают тех "иностранцев", которые не смогут исполнить требования статьи 8 Федерального закона N 106-ФЗ от 5 мая 2014 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 1 января 2015 года.

Закон коснется представительств и филиалов, которые были аккредитованы до 1 января 2015 года и у которых срок действия аккредитации на работу в России не истечет до 1 апреля, за исключением представительства иностранных кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации.

Согласно закону, до 1 апреля 2015 года "иностранцы" обязаны представить сведения в Межрайонную инспекцию ФНС России N 47 по г. Москве для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Процедура предоставления сведений состоит из двух этапов: сначала нужно заверить в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП) численность иностранного персонала филиала или представительства компании, при этом сделать это нужно даже тем, у кого нет иностранных сотрудников в штате подразделения.

На этом этапе требования ТПП к "иностранцам" зависят от того, в каком органе компания получала аккредитацию - в ТПП или в Государственной регистрационной палате при минюсте. Тем, кто аккредитовался при регистрационной палате, потребуется представить в ТПП более широкий перечень документов, а также уплатить за рассмотрение документов сбор от 5000 до 15 000 рублей в зависимости от количества иностранных сотрудников в подразделении, работающих в России. С филиалов и представительств, которые были аккредитованы при ТПП, денежный сбор не берется и требования к предоставлению документов проще.

На сайте ТПП указан срок рассмотрения поданных документов около 3 рабочих дней, но лучше не откладывать эту процедуру на последний день, так как на практике всё окажется не так просто. Прием документов ТПП проводит в будние дни строго с 9.00 до12.30 и весьма неспешно. Высока вероятность, что вам не удастся с первого раза пройти к заветному окну и сдать документы. После сдачи документов необходимо оплатить сбор в ТПП за рассмотрение документов - только после получения оплаты палата рассмотрит и заверит ваши документы о численности иностранных сотрудников.

После прохождения этого этапа компания, работающая на Сахалине, в Краснодарском крае или в центре Москвы должна будет подать сведения в единственный уполномоченный государством орган - ИФНС России N 47 по г. Москве.

Более 7 000 иностранных компаний предстоит пройти процедуру "переаккредитации". При этом ТПП начала прием документов только 2 февраля 2015 года и принимает их всего по 3,5 часа в день. Вероятность, что не все иностранные компании успеют подать сведения о себе в реестр до 1 апреля, очень высока

Сведения для внесения в реестр представляются по формам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 26 декабря 2014 N ММВ-7-14/684@. К заявлению по форме N АФП-14 необходимо приложить нотариальную копию доверенности на руководителя обособленного подразделения, доверенность на представителя на право ведения дел (если документы подает не лично руководитель), подтверждающие аккредитацию документы и опись представленных документов в двух экземплярах.

По срокам налоговики берут на рассмотрение документов 3 рабочих дня и еще 5 рабочих дней понадобится на выдачу документа, подтверждающего внесение сведений в реестр.

С учетом сложившейся ситуации лучше не затягивать с началом процедуры. Иначе, если потребуется предоставить дополнительные документы или информацию, у вас просто не останется на это времени. Проверьте перечень полномочий руководителя филиала или представительства по доверенности, а также убедитесь, что срок полномочий не истек. Тем, у кого обнаружатся проблемы с доверенностью на руководителя, можно только посочувствовать. Оформление новой доверенности в стране, где расположен головной офис иностранной компании, ее апостилирование (легализация) и последующий нотариальный перевод на русский язык занимают в среднем от двух недель до двух месяцев.

По некоторым данным, более 7000 иностранных компаний предстоит пройти процедуру "переаккредитации". При этом ТПП начала прием документов только 2 февраля 2015 года и принимает их всего по 3,5 часа в день. Вероятность, что не все иностранные компании успеют подать сведения о себе в реестр до 1 апреля, очень высока.

Закон был принят в мае 2014 года, а в январе 2015-го еще не существовало форм и форматов заявлений для прохождения процедуры в ТПП. Получить какие-либо разъяснения налоговой службы по процедуре весьма проблематично. Сегодня в коридорах ТПП и ИФНС N 47 огромные очереди, требования к оформлению документов меняются на ходу: то, что вчера было можно, сегодня уже нельзя, и наоборот. Вся эта путаница с документами, к сожалению, не способствует улучшению инвестиционного климата в стране и притоку иностранного капитала.

При этом многие иностранные компании сегодня просто не знают про необходимость "переаккредитации", что не освобождает их от ответственности. Если "иностранцы" не успеют подать сведения в ИФНС N 47 до 1 апреля, то придется заново проходить процедуру открытия подразделения и его аккредитацию - официальные платежи в казну с каждого подразделения иностранной компании составят более ста тысяч рублей.

На мой взгляд, со стороны законодателя было бы правильно отменить такие суровые санкции для иностранных компаний и "оставить их в покое" до окончания срока их аккредитации либо продлить срок "переаккредитации" хотя бы до конца 2015 года.

Однако если смысл закона в том, чтобы пополнить казну за счет иностранных компаний, то надо было предусмотреть более строгие штрафные санкции и повысить стоимость "входного билета" для официальной работы на территории России. Было бы хорошо, чтобы законодатели и органы исполнительной власти определились, какова цель закона - пополнить бюджет страны или создать режим комфортного ведения бизнеса в России для иностранных компаний.