27.03.2015 00:01
    Поделиться

    На "Золотой маске" показали легендарную "Алису" петербургского БДТ

    Только что в рамках фестиваля "Золотая маска" прошли показы номинированных спектаклей - оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова Михайловского театра и "Алиса" БДТ им. Товстоногова. Накануне этих событий мы побеседовали с их создателем, художественным руководителем БДТ, режиссером Андреем Могучим.

    Обновление репертуара, открытие исторического здания БДТ после большого ремонта, юбилеи Фрейндлих, Басилашвили, Ивченко, Богачева, Крючковой, в марте - 90-летие Смоктуновского, в сентябре 90-летие Лаврова, наконец, 100-летие Товстоногова, новые проекты. Это совместимые задачи?

    Андрей Могучий: Мы не имеем права забывать, а с другой стороны - не имеем права стоять на месте. И в этом есть драйв нашего существования. Пока мы живем в цейтноте. Скорость такая, что иногда приступаешь к репетициям, еще не имея проекта декораций. И я чувствую, что это правильно. Надо все делать быстро. Мне кажется, лучшим памятником прошлому будет современный, динамичный, актуальный театр. "Искусство - процесс, поиск, движение. Если ты остановился - значит, ты отстал”, - говорил Георгий Александрович Товстоногов. Он всегда работал в резонансе со своим временем - именно это создавало театру славу.

    Главным художником театра по-прежнему работает удивительный Эдуард Степанович Кочергин. Его книжки ты тоже читаешь?

    Андрей Могучий: Конечно! Это потрясающая проза! Сейчас Вениамин Михайлович Фильштинский будет делать спектакль по нескольким рассказам Кочергина. Они давно не работали вместе, и это очень радостная для всех нас встреча двух мастеров. При этом нельзя забывать, что Кочергин - это, прежде всего, конечно, художник, главный художник театра. Он блестящий академист с грандиозным опытом, и, главное, базисный человек, то есть он из тех людей, на которых необходимо опираться. Конечно, есть и Саша Шишкин, и Маша Трегубова, и Максим Исаев - художники новой формации, но цеховой пиетет перед Кочергиным у них колоссальный.

    Что предстоит театру в ближайшие после "Золотой маски" месяцы?

    Андрей Могучий: Сейчас я работаю над пьесой Ивана Вырыпаева "Пьяные" для Основной сцены БДТ. В апреле на Второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, Андрiй Жолдак выпускает "Слугу двух господ". В мае словенский режиссер Томи Янежич завершит свою работу по книге "Сказать жизни "да”!" австрийского психолога Виктора Франкла, пережившего концлагерь.

    В твоем спектакле "Что делать" по роману Чернышевского Борис Павлович от имени Автора тоже напрямую разговаривает с залом.

    Андрей Могучий: Мне кажется, сейчас такое время - время прямого, открытого диалога. Диалог должен стать художественным актом. В этом запрос общества и времени. Что касается "Что делать”, то этот спектакль изначально задумывался как "незаконченное произведение", тексты которого будут меняться, дописываться, предполагался и диалог со зрительным залом. Невозможность отразить в спектакле весь объем тем, заданных романом, даже породила идею создания своего рода дискуссионного клуба, "второй части" спектакля, так возник проект "Диалоги после спектакля". Это разговоры со зрителями и "лидерами мнений” на темы, спровоцированные и романом, и спектаклем. В "Диалогах” уже приняли участие режиссер Александр Сокуров, Сергей Переслегин, Александр Маноцков, Борис Куприянов, Александр Секацкий и многие другие. Также вокруг спектакля "Что делать” возник проект под названием "Новые люди”, в рамках которого старшеклассники школ Петербурга сочиняют пьесу на тему "Кто такие "новые люди" сегодня?". С подростками работают драматурги, в мае из школьных сочинений вырастет спектакль.

    А кто такие "новые люди"?

    Андрей Могучий: Если не усложнять, то у Чернышевского - это просто порядочные люди, люди новой искренности. Люди, способные на действие, на поступок. Наша проблема, как мне кажется, не бюрократия и не коррупция (что, конечно, само по себе омерзительно), а то, что никому ничего не надо. Проблема в бесконечном самоуничижении, инертности и нежелании ничего менять. "Хватит ныть”, - говорит нам Чернышевский, пора встать с дивана и сделать что-то конкретное, сделать жизнь лучше. Твое счастье невозможно без счастья другого. Вот простой принцип разумного эгоизма, который исповедуют "новые люди”. Любой человек, сословие или страна, поставившие свои интересы выше интересов другого человека, другого сословия или другой страны, обрекают себя на саморазрушение, изоляцию и одиночество. Все просто - меняй себя и поменяешь мир. Сейчас время преодоления распрей, время преодоления гражданской войны внутри нас. Кстати, в публичных выступлениях Его святейшества Далай-ламы ХIV сформулированы все принципы разумного эгоизма Чернышевского.

    Сегодня общественное напряжение огромно, диалог все больше похож на битву.

    Андрей Могучий: Битва должна происходить на поле диалога, а не на поле брани.. Театр - место прямого контакта человека с человеком, контакта который мы стремительно теряем в жизни. Театр - последнее публичное место, где надо выключить мобильник и включить душу. Театр не может игнорировать наличие боли. Театр сам - точка боли. Если зритель кричит: "Дай ответ, вот моя боль”, а театр не слышит этого крика, танцует свои сложносочиненные танцы, уворачивается от правды, врет - это что-то другое - не театр. Или ты находишь точку боли и вскрываешь нарыв, надеясь на исцеление, или отказываешься от ответственности, делая вид, что все отлично, выдаешь зрителю "обезболивающее” шоу.

    Подлинный театр сегодня - больше, чем когда-либо, - понятие этическое. Театр может оставить эстетику ради этики. Этическое - приоритет подлинного театра. Такой театр, как БДТ, театр с великой историей, ведущий свое начало от Александра Блока и Максима Горького, прошедший через эпоху Георгия Товстоногова - т.н. "золотой век” БДТ, генетически несет миссию и ответственность за духовное здоровье человека - своего зрителя. Просвещение зрителя - наиглавнейшая задача этого театра. Театр должен воспользоваться "тишиной” в зале и просто поговорить с человеком. Для этого нужен подлинный, содержательный актер, человек, которому есть что сказать. Эта потребность как-то связана с состоянием планеты, которой на глазах переливают кровь.

    Спектакль, посвященный Алисе Фрейндлих, "Алиса" - как раз такой опыт, где прямое высказывание вписано в потрясающую художественную свободу.

    Андрей Могучий: Актеры Товстоногова невероятно профессиональны. Я понимал, что им привычнее играть готовую пьесу, Шекспира или Островского, а не сочинять на ходу, но ситуация была такова, что приходилось работать без инсценировки. Несмотря на то, что подобное сочинительство для артистов было невероятно трудным, они и сочинили, и сыграли "Алису". Отдельно хочу сказать про Алису Фрейндлих. Алиса Бруновна - не просто уникальная актриса, она еще и удивительный человек, человек тонкого душевного устройства, резонирующего на реальность, на боль другого, как на свою собственную.

    В БДТ идет большая лабораторная работа. С чем она связана?

    Андрей Могучий: Прошлым летом мы набрали стажерскую группу, которой руководит режиссер нашего театра Полина Неведомская. Молодые артисты со всей страны, только-только закончившие театральные школы, пришли к нам, мы сделали тщательный отбор, назначили испытательный срок. С сентября 2014 года ребята работали в театре практически круглосуточно. Совместная с режиссерской мастерской Вениамина Михайловича Фильштинского лаборатория "Война”, результатом который стал учебный спектакль по произведениям Хайнера Мюллера, Кэрил Черчилл и Владимира Сорокина, лаборатория современной британской драматургии, немыслимое количество этюдов, зарисовок на тему любви, которые практически сегодня вырастают в спектакль, с рабочим названием ”Неврозы любви”. Все эти работы в скором времени пополнят репертуар Малой сцены, при Товстоногове предназначенной именно для таких экспериментальных вещей.

    По сути, реализовалась мечта Георгия Александровича о театре-студии. Также в БДТ идет совместная работа с Центром "Антон тут рядом”. Я убежден, что такой опыт работы, через общение с "особыми” людьми, через совместные тренинги незаменим для актеров. Аутисты не умеют лгать. И когда артисты с ними общаются, они окунаются в бездну правды, в работу без лжи! Этот диалог сейчас необходим! Диалог между самыми разными людьми, между аутистами и артистами, если угодно. Попробуй понять и принять себя через другого!

    Ты для этого придумал просветительский проект БДТ?

    Андрей Могучий: Я собственно ничего не придумывал. В театре и так это существовало до меня. В БДТ работает уникальный человек - Ирина Николаевна Шимбаревич, бессменный помощник Георгия Александровича. Ирина Николаевна в одиночку проделывала такой объем работы, который, думаю, сегодня не под силу целому отделу. Сейчас мы как бы "легализовали” просветительскую деятельность, которая велась Ириной Николаевной. Сегодня просветительская деятельность - это то о чем я уже собственно говорил выше. Это работа ведется совместно и в рамках нашего соглашения с РГПУ им. А.И. Герцена.

    В этом сезоне в БДТ состоится премьера твоего спектакля "Пьяные" по Ивану Вырыпаеву. О чем для тебя эта пьеса?

    Андрей Могучий: Недавно на встрече с нашими артистами Ваня Вырыпаев пересказал услышанный им несколько лет назад в бане разговор двух подвыпивших посетителей. Они обсуждали фильм Кэмерона "Аватар", тогда только вышедший на экраны. И один сказал другому: "Представляешь, я только сейчас понял, что, оказывается, мы и природа - это одно целое". Вот так вот! Просто и понятно. Два алкаша вдруг прозрели в очевидности простой идеи единства всего живущего на земле.

    Мне Ванины тексты очень нравятся. Он не боится говорить то, что обычно наше искривленное сознание запрещает артикулировать. Мы часто боимся показаться банальными или пафосными, не можем произнести вслух какие-то простые, подлинные вещи. Пьеса "Пьяные” о том, что не надо бояться, не надо лгать, надо не бояться не лгать. Ну и, конечно, о том, что надо любить, любить и принимать эту жизнь во всех ее проявлениях.

    Поделиться