О деталях сложившейся ситуации индийской прессе рассказал военный аналитик, бывший летчик индийских ВВС Бим Сингх. "Эти пять самолетов фактически потерялись, и теперь невозможно отследить их местонахождение. Кроме того, дипломатические усилия по их поиску не дают результатов", - сообщил Сингх. К слову, в середине марта министр обороны Индии Манохар Паррикар официально признал существование такой проблемы.
В 2009 году Индия заключила долгосрочный контракт с предприятием "Укрспецэкспорт", государственной компанией, обладающей монопольным правом осуществлять экспорт и импорт продукции и услуг военного и двойного назначения. Согласно договору, украинские инженеры обязались до 2017 года провести модернизацию 104 индийских Ан-32 и получить за свою работу 400 миллионов долларов. При этом 40 самолетов должны были быть отремонтированы непосредственно в цехах украинских предприятий, а оставшиеся 64 - на индийской территории, куда предполагалось доставить все оборудование, необходимое для обновления техники, и соответствующих специалистов.
Тем не менее из ангаров украинского предприятия "Антонов", по заверениям индийских властей, домой вернулось только 35 самолетов. Судьба пяти оставшихся машин остается неизвестной по сей день. Кроме того, начавшиеся в 2012 году работы по модернизации 64 Ан-32 на военном аэродроме Канпур, расположенном в индийском штате Уттар-Прадеш, фактически были приостановлены около года назад из-за невыполнения украинской стороной своих обязательств. "Шесть самолетов были поставлены на обслуживание, но работа была остановлена. Украинские инженеры покинули Индию, а за все это время пришел лишь один контейнер с необходимыми запчастями", - рассказал Сингх. При этом, когда представители индийской прессы попытались получить в посольстве Украины комментарии по существу вопроса, им было указано на то, что "этот вопрос является компетенцией концерна "Антонов" и ВВС Индии, а правительство страны никак не может помочь в этой ситуации".
В военных и авиационных кругах Индии, мягко говоря, раздосадованы возникшей проблемой не только из-за вложенных финансовых средств, но еще и потому, что она носит стратегическое для военно-транспортной авиации страны значение. Если бы украинская сторона выполнила свои обязательства, то срок службы всех 104 Ан-32 был бы продлен на 40 лет, а ВВС страны получили бы современные самолеты не только с улучшенной авионикой, но и с увеличенной грузоподъемностью.
"Из-за ситуации с Ан-32 Индия теперь будет вынуждена переориентировать собственные запросы и искать иные возможности. ВВС страны нужно в срочном порядке искать новые решения, поскольку эти самолеты составляют основу военно-транспортной авиации страны в сегменте средней грузоподъемности. Одним из вариантов является создание нового российско-индийского транспортника", - уверен Сингх.
Справка "РГ"
Это не первый случай невыполнения "Укрспецэкспортом" своих обязательств перед иностранными партнерами. В январе 2011 года компания сорвала сроки поставок бронетранспортеров БТР-4 и шести самолетов Ан-32 для Ирака по контракту, заключенному в 2009 году. Несмотря на то что в марте 2011 года первая партия техники все-таки была поставлена в Багдад, уже в 2013 году Ирак вернул Украине более сорока бракованных БТР-4 в связи с наличием трещин в корпусах бронетранспортеров.