Свердловский бизнес предложил исправить региональные законы

В Свердловской области начались очередные публичные консультации в рамках экспертизы нормативных правовых актов - на этот раз в сфере инновационной и инвестиционной деятельности. Уральские предприниматели примут участие в обсуждении областного закона, определяющего условия и формы господдержки инвесторов.

В 2011 году Свердловская область стала пилотным регионом по внедрению института оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Но поначалу обсуждались только проекты федеральных правовых актов. На региональном уровне право влиять на принятие и содержание региональных законов, указов губернатора и постановлений областного кабмина бизнес получил с 1 января 2013 года (постановление правительства "О проведении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в Свердловской области" принято в августе 2012-го). Сейчас речь идет о том, чтобы дать возможность предпринимательскому сообществу анализировать также муниципальные указы и постановления. В шести городах - Екатеринбурге, Лесном, Ревде, Полевском, Каменске-Уральском и Верхней Пышме - подготовка к внедрению процедуры ОРВ уже началась. Ну а с января 2016 года она станет обязательной для всех муниципальных образований.

Как на практике осуществляется ОРВ?

- Когда мы работали над нормативной базой по приоритетным инвестиционным проектам, изначально предполагалось, что в льготную категорию попадут предприниматели, вложившие в развитие территории 300-500 миллионов рублей. И тут бизнес совершенно справедливо нас поправил: для Екатеринбурга 300 миллионов, может, и немного, но как в таком случае работать в небольших городах и райцентрах, например в поселке Шаля? - поясняет областной министр экономики Дмитрий Ноженко.

Именно это министерство курирует проект, поэтому все предложения аккумулируются на ведомственном сайте "Административная реформа в Свердловской области" (ar.gov66.ru), то есть в открытом доступе. Мало того, по словам министра, любой желающий может оформить подписку и получать на электронную почту уведомления о начале и завершении публичных консультаций по тому или иному нормативному акту с указанием места и времени проведения консультаций, сроков и адреса для направления предложений. В письма также вложены проекты самих правовых актов, с содержанием которых можно ознакомиться заранее.

Крупный бизнес, понятно, не упускает возможности установить выгодные для себя правила игры. Так, начальник департамента правового обеспечения МРСК Урала Алексей Санин сообщил "РГ", что одна из инициатив компании нашла отражение в областном законе "Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство".

- В рамках оценки регулирующего воздействия был найден баланс между либерализацией в сфере строительства и сохранением качества, а также безопасности эксплуатации объектов. После длительных консультаций и рабочих совещаний перечень объектов, не требующих получения разрешения на строительство, был существенно расширен, а их предельные характеристики увеличены, - говорит Алексей Санин.

Общественные объединения бизнеса также активно включились в проведение ОРВ. Людмила Михайлова, исполнительный директор Клуба отельеров, рассказала, что ее коллеги участвуют в обсуждении нормативно-правовых документов, например профессиональных стандартов.

Вообще-то, ОРВ предполагает как обсуждение принимаемых законов, так и экспертизу действующих. Например, в 2013 году благодаря активной позиции предпринимателей на Среднем Урале было решено отказаться от принятия трех актов, а десять одобрены только после доработки в соответствии с предложениями бизнес-сообщества. В 2014 году забраковали два документа и восемь отправили на переделку. Особый интерес у предпринимателей вызвали акты в сфере сельского хозяйства и продовольствия, торговли и налоговой политики. Так, самым популярным оказался проект закона об изменениях в сфере розничной продажи спиртных напитков - в публичных консультациях приняли участие 42 индивидуальных предпринимателя и представителя коммерческих организаций, которые внесли 51 предложение.

- Бизнесмены, занимающиеся реализацией алкогольной продукции, подсчитали: если закон будет принят в том виде, в каком его предложило министерство АПК и продовольствия, в области закроется целый ряд компаний и четыре тысячи человек потеряют работу, кроме того, бюджет недосчитается нескольких миллиардов рублей. Именно благодаря тому, что процедура оценки регулирующего воздействия работает, удалось отправить закон на доработку, - рассказывает Алексей Головченко, председатель комитета по ОРВ регионального отделения "Деловой России". - Но есть и отрицательный пример, когда бизнес прошляпил возможность вмешаться. Речь о постановлении правительства области о повышении ставок аренды на землю в 14 муниципалитетах. Или до предпринимательского сообщества вовремя не донесли информацию о том, что принимается такой документ, или бизнес проигнорировал его. В итоге в ряде городов ставки выросли чуть ли не в 20 раз.

Что касается экспертизы действующих нормативно-правовых актов, то в 2013 году коммерсанты вместе со специалистами минэкономики проанализировали семь документов: в двух административных барьеров не выявили, еще по двум подготовили предложения, в один внесли существенные поправки, а два в итоге были вообще отменены. В 2014-м удалось провести экспертизу девяти действующих актов: только в одном барьеров не обнаружили, в остальные предложили внести изменения.

В ближайшее время самое горячее обсуждение ожидается по законам об индустриальных парках, о снижении налога на имущество для образовательных организаций, которые развиваются на частные инвестиции.

мнения

Дмитрий Ханин, член Совета Свердловского отделения "Опоры России":

- Все годы истории предпринимательства наше общение с властью шло по принципу "дитя не плачет - мать не разумеет". И вот, мы то плакались в жилетку на форумах и круглых столах, говоря о своих проблемах, то громогласно ревели на различных уличных акциях. Согласитесь, такой формат взаимоотношений нельзя назвать ни системным, ни эффективным. Введение института ОРВ - если не революция, то как минимум прорывная технология в сфере нормотворчества. Лично я для себя эту аббревиатуру расшифровываю так: Очевидно Реальная Возможность для бизнеса Очень Результативно Влиять на Оптимизацию Решения Властей. Причем всех уровней.

Евгений Брагин, заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию:

- Идея оценки регулирующего воздействия заключается в публичном аудите разрабатываемых нормативных актов, в первую очередь нефинансового характера, устанавливающих различные требования к бизнесу. В рамках процедуры ОРВ предполагалось проверять, нужен ли такой новый акт вообще или можно обойтись без него, во сколько и кому обойдется его применение, какая и кому от этого будет польза. Несколько лет назад, когда такая работа только начиналась, она вызывала большой интерес бизнеса, потому что многие формально безобидные акты, "совершенствующие" и "вносящие изменения", оборачиваются на практике большими, никому не нужными издержками и административными барьерами.

К сожалению, сегодня можно констатировать, что идея ОРВ провалилась. На федеральном уровне она выхолощена до пустой процедуры, результаты анализа всерьез не воспринимаются, никаких улучшений не влекут. На региональном уровне процедура не прижилась по той простой причине, что у региональных властей фактически нет полномочий устанавливать какие-либо требования, ограничения. Это все прерогатива федерального уровня. Соответственно, и предмета для ОРВ нет.

Алексей Прядеин, начальник департамента экономики администрации Екатеринбурга:

- В системе ОРВ речь идет о защите интересов не муниципалитета или его населения, а только предпринимательского сообщества. Это важный элемент государственной политики, направленной на укрепление позиций хозяйствующих субъектов, минимизации негативных последствий необоснованных решений. Тем не менее муниципалитет тоже должен отстаивать свои позиции в рамках реформы местного самоуправления, бюджетного процесса. Нам хотелось бы, чтобы вышестоящие власти больше привлекали органы местного самоуправления к обсуждению, прислушивались к нашему мнению. Что, к сожалению, происходит не всегда.

Справка "РГ"

В 2013 году от 27 организаций, 33 органов местного самоуправления, 35 индивидуальных предпринимателей в региональный институт оценки регулирующего воздействия поступило 165 предложений. В 2014 году их количество сократилось на треть - до 110 (от 52 организаций и 22 органов МСУ). Это, по мнению аналитиков, может говорить о том, что большинство либо довольно новыми законами, либо потеряло веру в то, что их можно улучшить.