"Крестный отец" и не только: Фрэнсису Форду Копполе - 76

Он снял фильмы, при упоминании которых в голове лишь громкие эпитеты - шедевры, классика мирового кинематографа, любовь аудитории земного охвата. Помимо прочего, он - успешный бизнесмен, винодел и владелец отелей. Речь о признанном мастере киноискусства - Фрэнсисе Форде Копполе. Сегодня режиссеру исполнилось семьдесят шесть лет.

Его улыбку нельзя назвать пристегнутой. Она широкая и открытая. Фрэнсиса Форда Копполу отличает достаточно простое и отчасти скромное поведение на публике. На редкие каверзные вопросы журналистов Коппола отвечает уверенно, где-то - наивно прямо. При виде этого добродушного человека сложно представить, что это он снял те самые ленты - такие разные, но одинаково сильные по эмоциональному воздействию на зал.

О трилогии "Крестный отец", съемки которой растянуты были на годы, сказано уже все. И лишнего говорить не стоит. Безапелляционно - классика. Мир сицилийской мафии, выбраться из которого после просмотра этих лент просто невозможно. Впрочем, в промежутках между работой над ними Коппола снимал и другие мастерские картины. Например, психологический детектив "Разговор" (1974). В основе остросюжетной картины - история из жизни специалиста по прослушке телефонов. Вышла она в год импичмента Никсона, снята была в разгар мирового прецедента, имя которому - Уотергейтский скандал. Правда, будучи номинантом на премию "Оскар" за лучший фильм, картина все-таки проиграла. Но Фрэнсис Форд Коппола вряд ли сильно огорчился: ведь престижный приз достался "Апокалипсису сегодня" - его же фильму. Забавный случай - конкуренция с самим собой.

Что касается "Апокалипсиса", то его поначалу даже не хотели спонсировать. Съемки сопровождала целая череда проблем. Сценарий (с фабулой, заимствованной из повести Джозефа Конрада "Сердце тьмы") был написан Джоном Милиусом, а сама лента посвящена дебрям человеческой психики и ранам, которые оставляет на ней война. Изначально снимать будущий шедевр должен был Джордж Лукас, но крупные киностудии отнеслись к идее фильма со скепсисом: ее сочли, как минимум, сумасбродной. Лукас выразил солидарность с таким мнением, а вот Коппола оказался прозорливее, поняв, что в его руках - тот самый "журавль". Благодаря риску киномэтра в золотом фонде кино есть "Апокалипсис сегодня".

Еще одна заслуга режиссера - умение ярко, красиво, не затянуто и не притянуто рассказывать истории и по-разному раскрывать своих персонажей. Здесь стоит упомянуть фильм "Дракула" (1992) - квинтэссенцию того, что можно назвать "эротическим ужасом". Где это видано, чтобы дитя Сатаны, чудовище, воплощение абсолютного зла было жаль? И тем не менее, от сочувствия к нему сердце сжимается до размера горошины. Король вампиров у Копполы, конечно, страшен и жесток, но у его поступков есть мотивация. Он ведом чувством, "царица" его действий - любовь. Гэри Олдман, сыгравший самого Влада Дракулу, получил "Оскара" за лучшую мужскую роль. Любопытный факт: создавая образ, актер с режиссером вдохновлялись фильмом великого Эйзенштейна "Иван Грозный" - точнее, образом самого царя.

С 1999-го по 2007-й Коппола выступал, в основном, продюсером кинолент. И лишь после затяжного перерыва - в том же 2007-м - выпустил философскую картину "Молодость без молодости". А двумя годами позже вышла литературоцентричная драма "Тетро" - пусть и не похожая на предыдущие фильмы мэтра, но все же очень удачная с точки зрения творческих и режиссерских ходов: история о жизни писателя и его семьи, определенно, достойна внимания. Ее отличительные черты - нестандартное сочетание временных пластов, перемена от черно-белого к цветному изображению и интригующая околодетективная линия.

Экспериментов Коппола вообще никогда не боялся. Даже наоборот, приветствовал их. Если в "Тетро" режиссер работал с цветом картины, то в следующей своей ленте экспериментировал уже с объемом. Часть фильма - "плоская", часть - в любимом современным зрителем формате 3D. А в 2011-м Фрэнсис Форд Коппола презентовал миру свою новую работу под названием "Между", прошитую сбивчивой строчкой мистики и, пожалуй, излишне прямолинейного (правда, уместного) сюрреализма. Фильм про ведьм, колдунов, вампиров и Эдгара По приснился режиссеру, когда тот был в Стамбуле. И стал результатом злоупотребления ракки, как признается сам Коппола. Критики поставили ленте средние оценки, но все же стоит признать: она получилась интересной.

Надо сказать о "Между" и еще кое-что. Лента особенно ценна тем, что стала своего рода откровением. Достигнув солидного возраста, Коппола может позволить себе снимать абсолютно независимое (в большей степени, финансово) кино. А также рассказать публике о себе. Под сюжетной канвой его триллера скрыта горькая и страшная история. Все поиски вдохновения главным героем - Холом Балтимором - тщетны, пока в его в его душе разрастаются язвы самой горькой утраты, какая может выпасть на долю человека - утраты своего ребенка. Сердце Хола изъедено чувством вины за то, что он не смог предотвратить несчастный случай, унесший жизнь его дочери. И это горе знакомо самому режиссеру. В возрасте 22-х лет погиб его первенец - сын Джан-Карло. И стоит знать, что, снимая "Между", Коппола допустил зрителя до самого сакрального. Как бы то ни было, такой мастодонт киносферы - своего рода алхимик, как Коппола имеет право снимать все, что угодно.