издается с 1879Купить журнал

И стертый орден на груди...

Пермяк Валерий Москальков "расшифровал" снимок из семейного архива - и ожила эпоха

Эта самая старая фотография из моего семейного альбома. Датированная августом 1882 года. Помню, в детстве она стояла в комнате бабушки на комоде, в выпиленной лобзиком деревянной рамочке. Бабушка берегла ее и запрещала прикасаться руками, а так хотелось потрогать узоры на рамке...

На фотографии - мой прапрадедушка по отцовской линии Петр Михайлович Субботин со своим семейством. Известно, что предки его были выходцами из Новгородских земель, дворовых крестьян, принадлежавших графам Строгановым. Прожил он 75 лет, был сельским учителем в селе Ильинском, дослужился до чиновника 12 класса, губернского секретаря. Имел награды. Скорей всего, орден Святого Станислава 3й степени, которым чиновников данного ранга награждали за безупречную службу.

Ордена не видно. Когда в 1937 году арестовали Алевтину - старшую дочь моей прабабушки Ольги Петровны Субботиной, мать, испугавшись обысков и репрессий, соскоблила награду с фотографии.

Слева на фото подросток Семен - сын Петра Михайловича. Больше тридцати лет, до 1919 года, он работал народным учителем, потом счетоводом. С 1922 года стал священником, отцом Симеоном, в свободное от службы в храме время учил грамоте сельских детей. В 1937 году храм закрыли. Престарелый священник, чтобы прокормить семью, занимался починкой обуви, на скопленные деньги купил козу. По доносу "активистов" - поп пропагандирует против Советской власти - был арестован и осужден на 10 лет лагерей. Умер в Каргопольлаге от истощения и прогрессирующей гангрены.

Стоящий во втором ряду - еще один сын прапрадеда. Федор Субботин, как и отец, был учителем. Скончался в возрасте 26 лет от тифа. В этот же день от тифа умер и его пятимесячный сын Георгий.

Слева от Федора - его сестра Елена. Справа - его жена Афонасия Егоровна, дочь купца 2 гильдии Егора Николаевича Мокрушина. В августе 1919 года в возрасте 62 лет была арестована, а в ноябре того же года осуждена органами ВЧКа к двум месяцам исправительных работ.

В верхнем правом углу - моя прабабушка Ольга Петровна Субботина. У нее недовольное, заплаканное лицо, она не хотела фотографироваться: ее коротко остригли после болезни тифом и она стеснялась короткой прически...

Ниже Ольги стоит ее брат Михаил, ставший впоследствии бухгалтером в графском имении, а в советское время - счетоводом в сельском клубе.

В самом центре фотографии - моя прапрабабушка Александра Петровна Субботина, дочь служителя графов Строгановых, умерла от водянки в начале 1900-х годов. На руках у нее Маруся, младшая дочь Субботиных, умершая в раннем детстве.

Был у учителя Петра Субботина еще один сын - Александр, но его нет на фото. Поругавшись с отцом (тот нещадно избил его розгами за то, что тот чуть не утонул в Обве), семнадцатилетний Александр убежал в Пермь. Работал посудомоем на пароходах, грузчиком, посыльным. В 1907 году, уже будучи счетоводом на железоделательном заводе, спасал кассу с жалованьем рабочих от налета банды "Лесных братьев" Александра Лбова, зверствовавшей в Пермской губернии. Был ранен, стал инвалидом. В советское время дослужился до замдиректора "ПермПолиграфа", умер в 1946 году...

В моем семейном архиве сотни фотографий. Но эта сильнее всего цепляет за сердце. Пусть и поблекло, осыпалось изображение. Пусть и давно уже нет в доме красивой резной рамочки из детства...