Таким образом ГЛМ, как флагманский, попытается оживить в стране диалог между федеральными, региональными, муниципальными и ведомственными литературными музеями.
Первый проект, о котором рассказал Бак, - "Международный форум литературных музеев", который пройдет осенью этого года и станет центральным событием Москвы в рамках Года литературы. Его инициатором выступает не только Литературный музей, но и Государственный музей А.С. Пушкина. Одной из основных тем форума станет обсуждение путей создания ассоциации литературных музеев, которая и будет ежегодно определять круг базовых фундаментальных проектов. Например, выставки, которые могли бы "перебираться из региона в регион по заранее составленному плану".
Также обсудят и музеефикацию современной литературы, то есть, как сделать так, чтобы все музейное сообщество всерьез озаботилось "музеефикацией" авторов второй половины XX века, от Вознесенского и Ахмадулиной до Искандера и Солженицына. Кстати, Бак невзначай заметил, что в апреле Гослитмузей откроет отдел Солженицына в Кисловодске. Конечно, на форум ждут и гостей из-за рубежа. Среди них, в частности, будет Томас Шмидт, куратор специального департамента музеев и памятных мест земли Баден-Вюртемберг, где расположено более 100 домов-музеев писателей.
Второй важный проект ГЛМ этого года - "Энциклопедия литературных музеев". Это масштабное справочное издание объединит информацию обо всех литературных музеях страны и будет включать в себя материалы по музееведению, истории литературы и культурологии. Дмитрий Бак отметил, что речь идет о создании "памятника времени, горизонтального среза существования музейного дела, существующего сегодня". Основная задача проекта - наиболее полная репрезентация существующих в России литературных музеев, их собраний и коллекций, статьи о феномене литмузеев, о людях, оставивших значительный след в их становлении и развитии, об использовании в музейной работе современных технологий. Уже на базе этой энциклопедии будет создана социальная сеть музеев.
Следующий проект, представленный музеем, - "Семинар директоров литературных музеев им. Н.В. Шахаловой". Постоянно действующий семинар директоров литературных музеев им. Н.В. Шахаловой был учрежден в 1984 году легендарным директором ГЛМ Наталией Владимировной Шахаловой. Первая сессия семинара прошла в Музее-заповеднике А.Н. Островского "Щелыково". Впоследствии сессии семинара проводились в 25 регионах России. На базе ведущих музеев можно было познакомиться с достижениями и развитием в области музейного дела. В этом году пройдет 31 семинар. На одном из них планируют обсудить организацию межмузейных путешествий.
"Если организовать такие поездки музеев друг к другу, да еще прихватить толстые журналы, столичные и региональные, именитых авторов, печатающихся в них, привлечь в том месте, куда мы приезжаем, местных литераторов и молодых литераторов, то эта фестивальная программа может стать расширением нашего узкопрофессионального семинара", - отмечает Дмитрий Бак.
Четвертый из главных проектов ГЛМ, представленных в "РГ", - "Выставка "Россия читающая", которая расскажет об истории формирования и развития читательской культуры в России. Но и не только, конечно. На ней же будет организован фестиваль "Литературный сезон-2015". Выставка расположится на территории Государственного музея А.С. Пушкина, по адресу Пречистенка, 13, откроется 6 июня и продлится до 30 ноября. Программу обещают интересную не только для музейщиков, но и для любых посетителей. Большего о выставке Дмитрий Бак не сказал - решил сохранить интригу и не раскрывать всех карт.
Наконец, пятый проект - "День поэзии" - представили его кураторы Юрий Цветков и Даниил Файзов, основатели проекта "Культурная инициатива". По решению ЮНЕСКО с 1999 года 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Событие это - прекрасный повод ярче заявить о себе современным поэтам. Дни поэзии в Москве проходят ежегодно с середины марта до середины апреля. За месяц проходит около 60 мероприятий, включающих, конечно, и поэтические вечера.
"Многие говорят, - заметил, подытоживая, Дмитрий Бак, - литература в кризисе, поэзия в кризисе. Где ваши новые Толстые и Мандельштамы? Не знаю, есть ли Толстые и Мандельштамы среди современных прозаиков и поэтов, но то, что есть очень много крупных поэтов - пять, шесть поколений поэтических в наши дни живут и действуют - это точно. Они менее заметны, потому что на стадионы ходят смотреть футбол, а не слушать поэтов. Те, как и положено, читают свои стихи в камерных интерьерах. И, тем не менее, эти поэты существуют. И поэтических вечеров в Москве больше, чем дней в календаре. Это важно хотя бы понимать".