Южная Корея протестирует возможности проекта РФ и КНДР

Южная Корея намерена провести повторную закупку и доставку российского угля для тестирования возможностей российско-северокорейского проекта "Хасан-Раджин", к которому Сеул может присоединиться в дальнейшем. На этот раз партия будет в два раза больше, чем в ноябре прошлого года. Об этом сообщили южнокорейские СМИ со ссылкой на источники в правительстве страны.

Напомним, что в конце ноября прошлого года южнокорейский сталелитейный концерн POSCO закупил для своих нужд 40500 тонн угля из Западной Сибири. Партия была доставлена по российской железной дороге и соединенному с ней участку железной дороги КНДР до порта Раджин в рамках проекта "Хасан-Раджин". В порту уголь был перегружен на китайский балкер и перевезен уже в южнокорейский порт Пхохан. За всей процедурой доставки и отгрузки наблюдали представители России и Южной Кореи. От СМИ была представлена "Российская газета". Эксперты и чиновники Южной Кореи положительно оценили результаты той тестовой закупки.

Как сообщили в министерстве объединения Южной Кореи, в ближайшее время будет осуществлена вторая закупка угля и доставка его в Пхохан через возможности проекта "Хасан-Раджин". Сама поставка состоится в конце апреля, в настоящий момент идет согласование точной даты и условий поставки. Импортер - сталелитейный концерн Южной Кореи POSCO.

Чиновник добавил, что по сравнению с первой поставкой будут иметься некоторые отличия. Если в ноябре уголь доставлялся из Кузбасса, проследовав по железной дороге 6071 километр, то на этот раз для сокращения транспортных расходов будут выбраны более близкие к Корее шахты Якутии - Эльгинское месторождение либо Нерюнгри. Было также отмечено, что на этот раз поставка будет более крупной. Информационный телеканал YTN уточнил, что объем поставок будет в два раза больше по сравнению с ноябрьской партией - около 80 тысяч тонн.

С учетом особенностей третьего причала порта Раджин, который арендует российско-северокорейское СП "РасонКонТранс", это потребует захода двух судов. Балкеры будут зафрахтованы другим потенциальным южнокорейским инвестором - логистической компанией Hyundai Merchant Marine. Скорее всего, и на этот раз доставка будет проведена китайскими судами.

Представители российской стороны подтвердили "РГ” факт проведения переговоров и ожидаемые сроки поставки в конце апреля, отказавшись сообщать иные подробности.

Как отметили корейские СМИ, ранее вторую поставку планировалось провести в конце января - начале февраля, чтобы проверить работу мощностей порта в самый трудный холодный период. Однако по различным причинам время было упущено, закупка состоится весной.

Отметим также, что свой интерес к участию в российско-северокорейском проекте проявили в Пусане, а также энергетическая компания KEPCO. Для правительства Южной Кореи участие корейских компаний в проекте может стать первым шагом по реализации заявленной президентом Пак Кын Хе "Евроазиатской инициативы", предусматривающей создание единого экономического, транспортного и культурного коридора, связывающего Южную Корею, КНДР, Россию и Европу.

Справка "РГ"

Напомним, что российская ОАО "РЖД" совместно с КНДР реализует проект "Хасан-Раджин", который предусматривает модернизацию железнодорожного полотна между станцией Хасан (РФ) и Раджин (КНДР), а также строительство и дальнейшую эксплуатацию грузового терминала в порту Раджин.

Реализацией проекта занимается специально созданное для этого российско-корейское СП "РасонКонТранс", где 70 процентов акций принадлежит ОАО "РЖД". Уже начато полноценное использование портового терминала и железной дороги. К участию в проекте проявила интерес и Южная Корея в лице железнодорожного концерна Korail, сталелитейного гиганта POSCO и компании грузоперевозок Hyundai Merchant Marine.

Сеул рассматривает проект не только как экономическое, но и политическое сотрудничество, которое позволит улучшить межкорейские отношения и приблизить объединение двух частей Корейского полуострова. После оценки и мониторинга проекта будет принято решение о подключении Юга к проекту в КНДР. По предварительным оценкам, инвестиции южан могут составить 150-200 миллионов долларов и будут осуществляться путем выкупа 49 процентов российской доли в "РасонКонТрансе".