В Рособрнадзоре пояснили, что проверяться будут знания учеников по математике, русскому языку и окружающему миру. Все бланки с заданиями - анонимные - и в некоторых регионах распечатываются прямо в аудитории, где дети пишут работу. Но используется и привычный способ доставки - в спецпакетах. Выборка для исследования составлялась на научной основе и учитывает число сельских и городских школ в стране, численность учеников и преподавателей.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов особо подчеркнул, что результаты исследования не могут использоваться для оценки самих школьников, класса или школы. Они нужны для того, чтобы понять, как идет обучение по новым стандартам (по ним четыре года назад первыми стали учиться нынешние четвероклашки), посмотреть общий уровень подготовки учеников и решить, что и как надо менять в содержании программ.
- Это второе нациальное исследование качества образования. Первое было посвящено качеству математического образования. Следующий шаг - осень 2015 года, когда мы посмотрим знания восьмиклассников по информатике и информационным технологиям, - рассказал Сергей Кравцов. - Сейчас мы готовим мониторинг дошкольного образования, планируем проводить исследования вузовского.
На вопрос "РГ" о том, кто и как будет составлять вопросы для четвероклашек, Кравцов ответил: "Мы привлекли к работе ведущих методистов, которые имели отношение к стандартам для начальной школы и ориентировались на требования стандарта. После завершения исследования все задания мы откроем, чтобы их можно было обсудить и соберем предложения и замечания учителей и родителей".
Итак, что должны знать сегодняшние четвероклассники? Например, в заданиях ученикам дают шесть фотографий животных и птиц и просят убрать лишнее фото, где изображен обитатель теплых, а не северных регионов. В другом задании детям показывают фото, где изображен врач, который ведет прием, просят назвать профессию и написать несколько характерных черт людей этой профессии. Определенную сложность могут вызвать разве что некоторые задания по математике, где требуются элементарные знания логики, умение сопоставлять и сравнивать. Каждого участника исследования просят заполнить специальную анкету, которая позволит узнать интересы современных школьников, в том числе в области чтения.
На сегодняшний день самое полное исследование в мире, которое используется для анализа состояния начальной школы - PIRLS . Это международное исследование качества чтения и понимания текста, которое проводит Международная ассоциация по оценке учебных достижений. В этом исследовании у России очень приличные результаты. Мы среди лидеров вместе с Гонконгом, Финляндией и Сингапуром. К сожалению, результаты по средним классам уже хуже, и наши эксперты надеются, что НИКО поможет ответить на вопрос - почему?