Эксперт "РГ" назвал три шага к новой экономике России

Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития:

- Нынешнюю ситуацию в российской экономике можно назвать не просто рецессией - сейчас мы наблюдаем кризис всей действующей экономической модели. Поэтому, как и сказал президент на "Прямой линии", нужно думать о новой модели.

Ведь если ничего не делать сейчас, то рано или поздно выйдя из рецессии, мы можем попасть в многолетнюю зону крайне слабых темпов роста экономики - в крайнем случае, до 1,5-2 процентов в год.

Такие цифры явно не будут соответствовать обязательствам государства, в том числе и социальным. Плюс такая динамика означает потенциальное снижение удельного веса российской экономики во всем мире - с нынешних 2,6 до 1,5 процента.

Следовательно, выбор однозначен - необходимо переходить к новой модели экономического роста, даже несмотря на то, что нынешние обстоятельства могут и мешать формированию ее повестки.

Что для этого надо сделать? Первый шаг - корректировка бюджета на следующую трехлетку и придание ему в целом модернизационной направленности. Это в любом случае означает сокращение непроизводительных государственных расходов, а также общее сокращение госсектора в экономике, реформу управления естественными монополиями, упорядочивание деятельности госкорпораций. Все это так или иначе затронет не менее половины производства нашего ВВП.

Второе - через различные поощрения и льготы необходимо расширять присутствие в экономике малого и среднего бизнеса с нынешних 20 процентов до 40 процентов уже к 2020 году.

Третье - нужно пересматривать социальные расходы государства, подумав об их большей адресности. Важнейшая задача - "перезагрузка" всей пенсионной системы. Речь здесь идет не только о пенсионном возрасте или накопительном компоненте, но также и о решении вопросов с досрочными пенсиями, необходимостью развивать корпоративные пенсии.

Эта реформа и заложит основы для будущего экономического роста, даст приток "длинных денег", через которые возможным станет финансировать большие инфраструктурные проекты, включая транспортные на востоке страны. В свою очередь, без этих проектов мы не сможем продвинуться и застолбить за собой торговые ниши в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Естественно, что в новой экономической модели нужно делать упор на несырьевой экспорт, включать наш бизнес в глобальные цепочки формирования добавленной стоимости. Это необходимо для развития таких отраслей как машиностроение, электроника, авиастроение. В нашем традиционном топливно-энергетическом комплексе также необходим подобный маневр - развитие перерабатывающих отраслей, дабы от добычи нефти переходить к развитию нефтехимии, химического комплекса и оттуда уже, например, к развитию собственной фармацевтики. С подобной продукцией можно спокойно выходить на восточные рынки.

Отдельный вопрос - наша денежно-кредитная политика. Проблем здесь и так хватает, при этом еще некоторые эксперты подталкивают Банк России в сторону количественного смягчения, мотивируя его тем, что оно сработало в США и Евросоюзе.

Однако на примере Японии мы видим из-за него обратную ситуацию в экономике - крайне неустойчивую. Все подобные риски необходимо учитывать и корректировать денежно-кредитную политику максимально плавно с точки зрения управления ключевой ставкой. При этом надо помнить, что риски замедления роста экономики сейчас выглядят гораздо опаснее, чем риски роста инфляции.