После гончаровского "Обрыва" и чеховского "Вишневого сада" режиссер Адольф Шапиро поставил в МХТ имени Чехова спектакль по мотивам знаменитого романа немецкого писателя Клауса Манна, ранее почти полвека запрещенного в ФРГ. Это истории одной карьеры и одной жизни талантливого артиста, режиссера и театрального деятеля в условиях тоталитарного государства, который решил продать свой талант ради славы и карьеры нацистам; фактически - душу дьяволу. Взаимоотношения власти и творческой личности Адольфа Шапиро здесь интересуют именно в контексте зарождения истоков и распространения нацизма в обществе. "Господи, да если бы в конце 20-х - начале 30-х было телевидение, Гитлер бы шел к власти не десятилетие, а пять месяцев!.. Антропологи по людским останкам научились воссоздавать картины прошлого. А нельзя ли по тому, что осталось (или не осталось) в нас человеческого, понять, что ждет нас завтра? Нас - это меня, вас, друзей, соседей, страну. Вот о чем я думал, репетируя спектакль. В конце концов, ведь вопрос не в том - быть или не быть. А как жить так, чтобы быть, а не существовать", - предваряют премьеру слова режиссера.
Судя по первым предпремьерным показам, это будет очень мощное театральное высказывание с Алексеем Кравченко в главной роли и яркой неожиданной игрой Станислава Любшина в непривычном для него образе, Николая Чиндяйкина, Андрея Бурковского и всей актерской команды - здесь она сложилась.
В интервью, процитированном на официальном сайте МХТ им. Чехова, Адольф Шапиро, можно считать, подготавливает потенциального зрителя этого далеко не развлекательного спектакля на нужный настрой: "Как удивительно многообразна игра, которую человек ведет с самим собой. На какие хитрости он может пойти, чтобы обеспечить свой душевный комфорт, чтобы успокоить собственную тревогу, комфортно расположиться в жизни... Молчание, когда надо говорить, - это ржавчина, которая разъедает душу. Мне интересно, чтобы люди увидели, что это за механизм. Как правило, спекуляция ведется на хороших чувствах. Понимаете? Вот в "Мефисто" - на патриотизме, чтобы вернуть величие Германии. Самая ужасная формулировка, на которой играют тоталитарные режимы - "народ всегда прав". Ерунда полная. Правы немцы, которые проголосовали за Гитлера? Народ - как человек, он может заблуждаться, болеть, совершать непоправимые ошибки... Сейчас многие люди, говоря о советском времени, утверждают, что это было время, когда не было выбора. Тем самым они реабилитируют собственный конформизм. Выбор всегда остается. Просто есть ситуации, когда мы не хотим видеть выхода".