На Кубани многодетную мать лишили прав на семерых детей

С разницей в десять лет у Ивана и Светланы Петровых (фамилия изменена) сначала в Крымском, а потом в Абинском районах Кубани отобрали семерых общих детей. Сейчас они пытаются через суд вернуть четверых младших, однако в ходе разбирательства вспыли подробности, от которых становится просто жутко.

Пасли скот и "лаяли по-собачьи"

В Крымском районе они обитали на хуторе Ставрополька. Иван к тому времени ушел от жены, оставив трех дочерей, и начал жить гражданским браком со Светланой. За десять лет они обзавелись тремя детьми, судьбой которых местные власти обеспокоились после обращения соседей. И факты действительно подтвердились: малыши голодали в неприбранном доме, а старшая Рая пасла скот. В 1999 году за уклонение от выполнения родительских обязанностей Светлану, официально числящуюся одинокой матерью, поставили на профилактический учет, но никакого действия это не возымело.

В очередной раз тревогу забила школа, которую перестала посещать девятилетняя Рая. Нашли ее в поле, где та пасла индюков. Стояла поздняя осень, но девочка была в легком платьице и тряслась от холода. Чтобы согреться, ребенок залезал в картонную коробку. А младшие брат и сестра в это время находились дома, ползали по грязному полу и, по свидетельству очевидцев, "лаяли по-собачьи". Как следует из решения суда, в старой хате провис потолок и обе комнаты были завалены мусором. Из мебели - лишь ветхий диван: ни стола, ни стульев. Спали дети на тряпье в картонных коробках...

Эти и другие ужасные подробности приводились в суде. В свое оправдание Светлана говорила, что она, мол, не пьет, не курит, чад своих любит и желает им счастья. Наверное, из-за этого суд тогда и лишил ее родительских прав, передав детей органам опеки. Двое младших, как выяснилось, попали в приемные семьи и давно называют папой и мамой других людей. А вот старшую девочку пришлось определить в специализированное учреждение, откуда после достижения совершеннолетия она была переведена в психоневрологический интернат. Вот такую "счастливую судьбу" подарили своей старшей дочке кровные родители.

Оставшись без детей, они перебрались в Абинский район, где один за другим на свет появились еще две девочки и двое мальчиков: старшему, Леве, сейчас девять, младшему, Ванечке, около двух лет. В 2007 году их родители официально оформили свои отношения, но спустя три года развелись, хотя продолжают жить вместе. По мнению социальных работников, причиной расторжения брака стало то, что "одинокой матери платят больше", ибо оба по-прежнему не работают и живут за счет детских пособий.

Ищи ветра в поле

Перемена места жительства не поменяла порядки в семье, где дети росли, будто сорняки на неухоженной грядке. С 2011 года она состоит на учете как "семья, находящаяся в социально опасном положении", но уже в соседнем Абинском районе. А от глаз проверяющих стали прятаться в Крымском районе, откуда когда-то сбежали.

Хутор Ставрополька входит в состав Пригородного поселения. Его нынешний глава Василий Лазарев лишь понаслышке знает об изъятых из семьи троих старших детях. А вот бедненьких младших видел собственными глазами.

- Звонят соседи: малышей заперли без еды и воды, их крики на всю округу слышны, - рассказывает он. - Когда приехали, мальчик уже через форточку выбрался, упал, лицо разбил, его сестричка стеклом порезалась. В 40-градусную жару детей одних оставляли в закрытой машине, в которой родители колесили между районами. Пришлось вместе с коллегами разбираться.

Оказалось, разницы нет, где живут дети. Потому что рядом с такими взрослыми им было плохо везде.

Младшие брат и сестра ползали по грязному полу дома и, по рассказам очевидцев, "лаяли по-собачьи"

В октябре прошлого года решением Абинского районного суда родителей ограничили в правах на четверых несовершеннолетних детей, которых сначала определили в реабилитационный центр, а 20 декабря - в патронатную семью. Но через месяц апелляционная инстанция отменила решение районного суда об ограничении родителей в правах. Основанием послужили вновь открывшиеся обстоятельства - документы на приобретенный благоустроенный дом и фотографии: просторные комнаты, вполне приличная мебель.

Откуда, спрашивается, взялись деньги на покупку, если семья столько лет жила впроголодь?! Только потом выяснилось, что сделка носила предварительный характер, а запечатленная на представленных в суд снимках мебель оказалась собственностью хозяев.

Плюс "дядя Саша"

Известие о том, что придется возвращаться к родителям, детей не обрадовало.

- Я и раньше замечала, что они боятся взрослых мужчин, а тут расплакались, - говорит патронатная мама Галина Александровна. - Начала выяснять, в чем причина? И Лева рассказал про папиного друга, который делал с ними ужасные вещи.

Проведенная правоохранителями проверка не только подтвердила все факты, но и сам подозреваемый во всем признался. Как сообщили в СКР по краю, в октябре 2014 года он дважды совершал действия сексуального характера в отношении девятилетнего сына и семилетней дочери своих знакомых. О происшедшем дети рассказали родителям, однако те в полицию обращаться не стали. "В настоящее время возбуждено уголовное дело, обвиняемый взят под стражу. Соответствующая юридическая оценка будет дана и по факту бездействия родителей", - пояснила официальный представитель ведомства Наталья Смяцкая.

Вот такой неожиданный и, прямо скажем, шокирующий поворот приобрела вся история. По кассационной жалобе органов опеки решение о возвращении детей кровным родителям отменили. Они сразу же назвали все случившееся "происками приемной мамы, которая, мол, исключительно из-за денег не хочет расставаться с их детьми".

А Галина Александровна говорит, что бьется ради их спасения. По профессии она педагог-психолог. Кровных детей у них с мужем не было, и своих старших они усыновили. В 2010 году на семейном совете решили оформить опеку над тремя сиротами. После этого Галина Александровна ушла из детского сада, которым заведовала много лет, и стала работать "мамой". Муж построил большой дом: в нем тепло, светло, уютно. Лева, Люба, Надя и Ванечка живут здесь уже четвертый месяц.

- Первое время никак не могли наесться, - вспоминает приемная мама. - Чистых простыней не видели, на кровати спать не привыкли, все норовили на полу умоститься. Теперь освоились. Даже страшно подумать, что им придется к прежней жизни возвращаться.

Фемида идет по кругу

Сейчас дело снова вернулось в Абинский районный суд. На собственные средства Галина Александровна наняла адвоката, который помог ей вступить в процесс в качестве третьей стороны. "Нет никаких сомнений, что приемная мама руководствуется исключительно интересами детей и будет отстаивать их в судах, которых, к сожалению, будет несколько", - считает адвокат Алексей Аванесян.

А вот интересы кровных родителей взялась защищать некая организация, созданная под эгидой одной из религиозных сект. Вот что сообщил суду ее представитель: "Это обычная, нормальная многодетная семья. Живет в частном доме со всеми удобствами, собираются покупать новый дом, больший по площади. Во дворе детская площадка. Имеют в собственности микроавтобус иностранного производства, который так нужен многодетной семье. Главе семейства 56 лет, его супруге 44 года. Не судимы, не пьют, крепкие хозяйственники, занимаются разведением скота и птицы, посещают церковь. Убедительно просим вернуть им детей".

Услышав это, местные чиновники решили, что речь идет о какой-то другой семье. Ведь в той, которую ограничили в правах, оставлять детей было действительно небезопасно, что наглядно подтверждено фотографиями. На них запечатлена хата-развалюха, горы мусора во дворе, здесь же три собачьи конуры, в которых малыши прятались от холода. Какие-либо следы "рачительных хозяев, занимающихся разведением скота и птицы", в объектив не попали, а вот микроавтобус действительно есть. Правда, он стоит без колес на приколе, заваленный по самую крышу тряпьем.

Однако представители ответчиков продолжают стоять на своем. Главное, считают они, семья не пьющая, а все остальное, мол, не так важно, в том числе и "дядя Саша", информация о котором была представлена на одном из последних заседаний.
Между тем в связи с расследованием в отношении него уголовного дела рассмотрение иска органов опеки отложено. Следствие не исключает, что под статью, предусматривающую ответственность за оставление в опасности, попадет и многодетный отец, при попустительстве которого было совершено преступление.

Комментарий

Зоя Козлова, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае:

- Чаще всего неблагополучными считаются пьющие семьи. Тут другая ситуация, но не менее тревожная, хотя папа и мама действительно не употребляют спиртного. Масса фактов свидетельствует о том, что они постоянно подвергали своих детей опасности и не заботились о них должным образом. Впрочем, сами они так не считают, о чем написали мне, попросив помочь вернуть детей.

С такими обращениями приходится сталкиваться постоянно, и бывают случаи, когда в ходе проверки мы приходим к выводу, что родители попали в сложную жизненную ситуацию, возможно, действительно оступились, однако осознали допущенные ошибки и искренне обещают не повторять их впредь. В подобных случаях мы советуем органам опеки не торопиться. Ведь лишение родительских прав - это действительно крайняя мера. В данной ситуации разбирались с выездом на место, встречались с заявителями, представителями органов системы профилактики, посетили патронатную семью, а сейчас принимаем участие в судебном разбирательстве. Надеемся, что решение будет принято в интересах детей.