Беда пришла сюда 13 апреля. Как признают все, от метеорологов до правоохранительных органов, сложились сразу несколько неблагоприятных факторов. Установилась теплая сухая погода, и налетел ураганный ветер, к которому тут не привыкли. Обычно тут дует пронизывающий ветер, который местные называют - хиус. Он без порывов, но крайне неприятный. Проникает под одежду и страшно холодит тело.
А 13 апреля пришел чужак. Порывы достигали 25-30 метров в секунду. Настоящий ураган. Он раздул из мельчайших искр от выхлопов техники, сельхозпала, брошенных окурков 70 больших пожаров. По степи огонь стелился ковром, а, достигая лесов, верхом набирал скорость курьерского поезда. Убежать от такого ни у человека, ни у зверя шансов нет. Огонь с легкостью перешагивал 20-метровые противопожарные разрывы, выстроенные на его пути лесниками. Для пожаров не стали препятствием даже две реки - Нерча и Онон. Шквалистые порывы ветра уносили с собой искры и горящие сучья на другой берег, и тот тоже начинал полыхать.
Теперь краевые власти подсчитывают ущерб. За неделю, по предварительным данным, уничтожены 153 жилых дома и 165 дачных домиков. Не удалось избежать и жертв. По итогам пожаров возбуждены 12 уголовных дел по ст. 261 УК РФ - за уничтожение или повреждение лесных насаждений, 15 - по ст. 168 УК РФ в связи с уничтожением и повреждением имущества по неосторожности. Еще 7 уголовных дел по ст. 293 УК РФ - за халатность, возбуждены в отношении пока неустановленных лиц и соединены в одно производство. Но в прокуратуре края уверены, что такой статус у дел будет недолго, и в них обязательно появятся конкретные подозреваемые и обвиняемые, причем не мелкие сошки.
У Зои Федоровой 13 апреля в огне сгорел дачный домик в кооперативе "Забайкалец", 28 кур и кролики. Теперь она каждый день каждый день копается на пепелище, смотрит на тушки обожженных животных и плачет.
- Две крольчихи готовы были окрольчиться, - говорит Зоя. - А огонь пришел со стороны другого кооператива, и пожарная машина не справилась с огнем. Все сгорело.
Но самая большая трагедия разыгралась в дачном кооперативе "Огонек". Там погибла трехлетняя девочка Арина Леонова. Историю об этой беде на всю страну рассказали федеральные телеканалы. Правда, журналисты поведали о случившемся только со слов матери девочки и, по видимому, не совсем точно. Сейчас по этому факту проводится официальная проверка. Пламя пришло в "Огонек", также как и в "Забайкалец", неожиданно. Местный охотовед-пенсионер Алексей Жуков не спас ничего из своих вещей, даже документы, но успел вытащить из соседского дома и посадить в свою машину девочку. Хотел помочь соседям. Проехав по задымленной улице несколько сотен метров, он потерял сознание, и машина врезалась в столб. От удара мужчину выбросило из машины под откос. Это его и спасло. А трехлетний ребенок остался в салоне. От жара машина загорелась и взорвалась. В МЧС говорят, что огонь распространялся с такой силой, что даже им на пожарных машинах нередко приходилось на полном газу уезжать от пожаров. В подтверждение своих слов местный пожарный даже показал корреспонденту "РГ" оплавленный поворотник на пожарной машине МЧС.
- Еле удрали. Огонь чуть 15-миллионную технику вместе с нами не сжег, - поделился спасатель.
А Алексею Жукову на днях местное управление ФМС выдало новый паспорт. За сутки. Сами сфотографировали пенсионера и бесплатно выписали новый документ. Вообще местные миграционные власти тут как пчелки, неделю работают, не покладая рук. Все погорельцы уже с паспортами. Ни в субботу, ни в воскресенье отделы ФМС не закрыты. Весь личный состав на местах. Первые паспорта погорельцам выдали уже на следующий день после пожара. У них электронная база данных, полная картотека, поэтому проверку возможно проводить максимально быстро. Невольно подумалось: все бы чиновники так работали, глядишь, и трагедий удалось бы избежать. Но не так все просто. Местные условия и нюансы накладывают свой отпечаток.
Забайкалье - край охотников и лесников, старателей, бывших острожников и декабристов. Территория огромная - 5 Австрий (площадь Забайкальского края - 432 тыс., Австрии - 84 тыс.). Но есть такие, как, например, Тунгиро-Олекминский, где проживают всего 1300 жителей. Район не маленький, на северо-востоке региона, но там даже прокуратуры своей нет, а райцентр носит красноречивое название - Тупик.
Следить за тем, чтобы большой огонь сюда не пришел, обязана Гослесслужба края и муниципальные власти. Так предписывает закон: за все, что горит в лесах, отвечают органы лесного хозяйства, в данном случае и спецучреждение "Забайкаллесхоз". А за тем, чтобы огонь не пришел в села и города, смотрит МЧС и органы местного самоуправления. И сейчас в больших кабинетах задаются вопросом: кому придется отвечать за то, что не смогли предотвратить беду?
Разобраться в том, кто виноват, прокуратуре и следствию должны помочь правила тушения лесных пожаров. Их в июле 2014 года принял Минприроды. Документ, как говорят следователи и прокуроры, очень подробный и конкретный. Местные прокуроры его сразу взяли на вооружение. Еще год назад в ходе многочисленных проверок были установлены факты недоработок, бездействия, халатности на местах. Не ремонтировалась техника, не обновлялись минеральзованные полосы и т. д. Проанализировав действия местных органов, Забайкальская прокуратура обратилась с исками в суд, оспаривая бездействие по назначению руководителя Гослесслужбы края и его согласованию с Рослесхозом, нормативному укомплектованию учреждений техникой и средствами для тушения пожаров. Суд удовлетворил иски.
Кроме того, в марте прокурор края Владимир Фалилеев в адрес губернатора внес представление по фактам неготовности края к пожароопасному сезону, недостаточности мер, предпринимаемых Гослесслужбой края, которой и финансирования на противопожарные меры не выделили. В ходе рассмотрения первый замгубернатора Шеметов недоработки признал, но было уже поздно. Через несколько дней край заполыхал.
Интересно, что основными причинами возгорания признаны не только сельхозпалы. В многих местах, где сгорели деревни, огонь пришел не со степных просторов, а, так сказать, был рукотворным. Где-то загорелись несанкционированные помойки и мусорки, а где-то пожар вспыхнул в результате поджогов. Сейчас возбуждено уже четыре дела по поджогам. Одного несовершеннолетнего подростка с канистрой и спичками задержали пожарные МЧС. Еще одного пиромана поймали полицейские. Он оказался душевнобольным.
А вчера местное ФСБ вычислило и поймало телефонную террористку, из-за которой пришлось эвакуировать тяжело больных прямо с операционных столов из краевой больницы. Такое впечатление, что беда действительно не приходит одна, и одновременно с природными катаклизмами рвется вообще везде, где тонко.
А в результате погибли люди. Всего от пожаров в Забайкалье сгорели 2 человека, с ожогами различной степени тяжести в медицинские организации обратился 21 житель.