Для непонявших повторяю еще раз: Александр Митта, создавший: "Звонят, откройте дверь", "Гори, гори, моя звезда", "Экипаж", "Сказка странствий", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Граница. Таежный роман" и еще массу фильмов, на которых мы росли, снял картину про великих художников Шагала и Малевича. Здесь это - молодые люди, только-только начинающие свой путь в искусстве. Твердо стоящий на земле Малевич и улетающий в небо, вырывающийся из плена обыденности Шагал. Два взгляда на мир. Две позиции. Два человека. И эта картина не вышла и не выйдет на большой экран. Ее можно купить на СD. Я не исключаю, что ее, скорее всего, покажут по телевидению. Во всяком случае, очень надеюсь на это. Но в широкий прокат она не попала.
Я не знаю, в чем тут дело. Может быть, продюсеры не захотели, может, прокатчики решили, что фильм Митты будет некассовым, может, еще какая неведомая мне причина. Честно говоря, мне это неинтересно. Интересно и важно другое: классик отечественного кино снимает картину про классиков отечественной живописи, и мы это на большом экране посмотреть не можем. Лично мне никакие объяснения тут ровным счетом ничего не объяснят.
Американские блокбастеры и неблокбастеры - посмотреть можем. Отечественное кино "Мама, дарагая!" (так и написано, подозреваю, что наши дети теперь будут убеждены, что слово это именно так и пишется. Когда безграмотность ради шутки выносится на большие афиши, я не думаю, что это правильно) - сколько угодно. Фантастика, боевики, триллеры, приключения - будьте любезны, только билет купите. А фильм Митты - нет.
Митта снял исторический фильм: послереволюционные годы, Витебск, два великих художника. Творчество и безумие революции: кто кого? Когда-то эта тема была гениально сыграна Олегом Табаковым и Олегом Ефремовым в картине Митты "Гори, гори, моя звезда".
Может ли художник противостоять миру насилия? Может ли художник изменить этот мир? И, может быть, это самое главное: может ли художник оставаться верным себе, или мир обязательно его уничтожит? Митта задумывался об этом в конце 60-х годов прошлого века, задумывается об этом и сейчас - в веке XXI. Тогда его картина была суперпопулярной. Я думаю, что среди только совсем уж молодых читателей "Российской газеты" найдутся те, кто не видел "Гори, гори, моя звезда"
Сегодня как-то так получилось: сделано все, чтобы картину Митты увидело как можно меньше людей. Если бы она вышла на большой экран - вызвала бы огромный зрительский интерес? Не знаю. Но хочу верить, что есть зритель, которому - как и мне - интересен фильм Митты о Шагале и Малевиче.
В фильме "Шагал - Малевич" режиссер каким-то удивительным образом делает так, что буквально на наших глазах обыденный мир превращается в мир Шагала. Некоторые кадры, в которых живут и действуют персонажи фильма, напоминают картины великого художника. Банальное словосочетание "мир Шагала" обретает черты реальности, зритель действительно входит в этот мир - абсолютно осязаемый и конкретный.
Марка Шагала играет Леонид Бичевин. Казимира Малевича - абсолютно неузнаваемый Анатолий Белый. Как известно, гениев сыграть невозможно - нужно играть живых людей. А вот Белый играет именно гения: уверенного в своей позиции, резкого, не обращающего особого внимания на тех, кто его окружает. Да, Малевич у Белого - человек, абсолютно понимающий свою исключительность, но это - живой человек - страстный, не до конца понятный, а потому очень интересный.
Герой Леонида Бичевина - тоже человек абсолютно живой. Он более мягкий, более сомневающийся, менее конфликтный. А когда Шагала окружат враги и будет казаться, что ему уже некуда деться, он просто... взлетит. Абсолютно реально поднимется над землей и упорхнет в другие дали. Что это? Фантазия художника или реальность? Но разве фантазия художника не есть его реальность? Малевич не взлетит с ним. Он останется на земле, твердо стоя на ней обеими ногами.
Можно ли сказать, что Митта снял безупречный фильм? Нет. Я вообще мало знаю безупречных картин. Но он снял кино, которое, я убежден, будет интересно определенной категории зрителей - тем, кому важны имена Малевича и Шагала. Все-таки мне очень не хочется думать, что таких людей в нашей стране вовсе нет.
Повторюсь: мне неизвестно, прокат ли виноват в том, что у нас нет возможности увидеть фильм Митты на большом экране, но знаю точно, что с прокатом у нас сложилась удивительная ситуация.
Все знают, что с прокатом проблемы. Все знают, что благодаря прокату основным зрителем в наших кинотеатрах стали подростки 13-16 лет, что вынуждает отечественных кинематографистов работать именно на эту аудиторию. Всем известно, что многие достойные российские ленты не могут пробиться к своей аудитории. И что? И ничего. Уже много не лет - десятилетий все констатируют эту ситуацию, и ничего не происходит.
Ситуация, когда фильм Александра Наумовича Митты, рассказывающий про значительнейшие вехи российского искусства, не попадает к зрителю, вроде как нормальная. Никто не возмущается, не кричит. Министерство культуры не делает про это никаких заявлений. Нормально?
Но если это - норма, то что же тогда, простите, аномалия?