Алексей Кичатов, генеральный директор компании City Express
Логистическая отрасль - это сфера, которая очень чутко реагирует на экономический кризис. Пусть не сразу, но его последствия здесь проявляются достаточно четко.
В условиях ухудшения экономической ситуации происходит сокращение спроса на логистические услуги, что приводит к усилению конкуренции, снижению рентабельности игроков рынка и, как следствие, сокращению их количества. Именно так произошло в прошлый кризис 2008-2009 годов. Тогда логистический рынок буквально обвалился, в результате чего с него ушли очень многие компании. Точные цифры никто не назовет, но, по оценкам некоторых экспертов, свою деятельность прекратили около 80% игроков.
Конечно, это не значит, что все они просто разорились и исчезли. Произошел достаточно масштабный процесс реструктуризации рынка. Выжили в основном крупные игроки, чье финансовое положение было более устойчивым. Им кризис в какой-то степени даже пошел на пользу. Они смогли довольно выгодно приобрести активы более мелких конкурентов, укрепили за их счет свой кадровый потенциал, расширили географию деятельности.
Оценивая кризис 2008-2009 годов и сравнивая его с нынешним, необходимо отметить несколько принципиальных нюансов. Ключевым моментом явилось то, что тогда ситуация была обусловлена внешнеэкономическими факторами. Экономики США и Евросоюза пошли в рост, и ситуация относительно быстро стабилизировалась. Логистический рынок, который восприимчив не только к негативным, но и позитивным изменениям, также очень быстро начал восстанавливаться. Темпы роста рынка в посткризисные годы были, напомню, очень внушительными. Эксперты называют разные цифры - от 10 до 35% в год.
В 2014 году проявились ключевые предпосылки нынешнего кризиса логистической отрасли - сокращение объема импорта, обвал рубля, снижение платежеспособности потребителей услуг и, как следствие, рентабельности бизнеса. Нынешняя волна кризиса, поскольку его природа имеет совершенно другой характер, обещает стать для логистической отрасли еще большим испытанием, чем предшествующая. Судя по всему, она будет носить более затяжной характер, и уповать на быстрое восстановление рынка под влиянием внешних благоприятных факторов не приходится.
Что касается тенденций на российском логистическом рынке в целом, то снижение объемов наблюдается практически во всех сегментах. Многие игроки вынуждены демпинговать, чтобы не лишиться клиентской базы. Однако эта мера может быть эффективной только на очень коротком этапе, и в условиях затяжного кризиса закончится "проеданием" резервов. Пожарные меры в сложившейся ситуации не помогут. На плаву смогут удержаться только те компании, которые подготовились к кризису заблаговременно.
Лучше других сегментов логистического рынка себя пока чувствует сегмент экспресс-доставки, пока здесь только затормозился рост. Гораздо хуже обстоят дела у компаний, занимающихся чисто складской логистикой. Об этом, в частности, говорит снижение стоимости аренды складских площадей - до 20%. Здесь можно отметить тенденцию распространения практики заключения долгосрочных прямых договоров между грузовладельцами и владельцами складских помещений без участия складских операторов. Это тоже одна из форм снижения издержек.
В целом можно сказать, что относительно устойчивые позиции в кризис сохранят в основном игроки, предоставляющие клиентам комплексные логистические услуги - от транспортировки и экспедирования до решения таможенных вопросов.