В начале апреля на складах в регионе скопилось около четырех тысяч тонн сыра, более трех тысяч тонн сливочного масла и 4,5 тысячи тонн сухих молочных продуктов общей стоимостью свыше двух миллиардов рублей. Президент Союза сыроделов Алтайского края Денис Зюзин уверен, что это временное явление.
- Подобное затаривание складов у нас происходит примерно раз в три года, - говорит он. - Сейчас это связано со снижением покупательской способности населения и крупными поставками сыров из Белоруссии и Польши. Несмотря на санкции, импортная продукция продолжает поступать на полки российских магазинов. Каналов для незаконного проникновения много, в том числе и через Украину.
В краевом управлении пищевой и перерабатывающей промышленности подтверждают: магазины заполонили всевозможные сырные продукты, сыры неизвестного происхождения и качества по очень низким ценам. "Сегодня по
100 рублей за килограмм можно купить продукцию в упаковке "Сливочное масло", ГОСТ. Но настоящее сливочное масло не может столько стоить", - привела пример руководитель профильного ведомства Татьяна Зеленина.
Такая ситуация не только в Алтайском крае. Недаром отраслевая ассоциация "Союзмолоко" обратилась в правительство с просьбой ужесточить контроль молочного импорта, ссылаясь на продолжающийся ввоз в РФ сыра европейского происхождения и сыроподобной продукции по "офшорным договорам" и другим незаконным схемам. Власти Алтайского края тоже пытаются лоббировать интересы местных молочников на федеральном уровне. Губернатор края Александр Карлин на днях подписал с министерством промышленности и торговли соглашение о сотрудничестве, предусматривающее поставки алтайской продукции в федеральные сети.
- Одна из причин затаривания складов - недостаточно эффективная работа производителей с крупнейшими торговыми сетями, - считает глава региона. - Чтобы наши качественные продукты попали на полки, мы сейчас ищем приемлемые формы взаимодействия с регионами, которые сами не производят пищевую продукцию, ведем переговоры с крупными российскими мегаполисами. Есть резервы потребления и внутри края.
После вмешательства властей молочники уже почувствовали некоторые позитивные сдвиги. "Крупные торговые сети начали к нам обращаться с предложениями о поставках сыра. Несколько алтайских производителей уже подписали контракты. Надеемся, общими усилиями удастся переориентировать федеральные сети на отечественных производителей", - отметил Денис Зюзин.
Сетевики же говорят, что прежде чем продвигать региональную продукцию, ее нужно брендировать. "Обезличенные продукты сложно позиционировать на рынке. Покупатель не будет искать на куске сыра из "шайбы" название производителя, просто выберет тот, что дешевле", - уверены представители крупнейшей алтайской региональной торговой сети.
- Теоретически алтайский сыр можно поставлять в центральную часть страны, - считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. - Главное, чтобы после доставки он был конкурентен по цене. И одних заявлений о качестве продукции недостаточно. Нужны инвестиции в ее продвижение. Что касается сотрудничества с федеральными сетями, то далеко не каждый региональный производитель сможет обеспечить необходимый им объем продукции. Тут лучше работать с межрегиональными и местными торговыми сетями.