Вагоны разгоняли до 220 км/ч
Протяженность здешних железнодорожных путей, где во время проверок гоняют локомотивы и вагоны, составляет 25 километров. По этой ветке - от станции Белореченская до поселка Хаджох, где уже начинаются горы Кавказа, - два-три раза в сутки ходят и обычные поезда, но на время испытаний ее полностью закрывают. Этот объект, принадлежащий Всероссийскому научно-исследовательскому институту железных дорог, вообще не любит публичности,
Когда вместе с начальником полигона Николаем Луневым мы приехали на перегон, где проходили испытания почтовых вагонов, то ничего особенного в глаза не бросилось. В двадцати метрах от железнодорожного полотна стоял небольшой трейлер, из которого вываливалась целая гора проводов, каждый толщиной в руку. Они были подключены к рельсам и шпалам, и через специальные датчики делали замеры в тот момент, когда в этом месте проносился поезд. Оборудование, которым напичкан трейлер, правильно называлось "Тензометрический испытательный модуль".
- Внимание! Локомотив появился. Готовимся, - скомандовал по рации слесарь КИПа "Скоростного испытательного полигона" Сергей Иванов, стоявший недалеко от нас. - Всем отойти от путей на десять метров.
В это время появившийся в нескольких километрах отсюда локомотив с двумя прицепленными вагонами уже стремительно приближался. Электровоз дал гудок и с грохотом на ошеломляющей скорости пронесся мимо. Сразу стало понятно, почему от рельсов надо отойти подальше: стоявшую рядом с путями полную полуторалитровую бутылку воздушной ударной волной как пушинку подбросило в воздух, она несколько раз перевернулась и рухнула на землю.
- Скорость 180 километров, - заговорила рация в руках у Сергея Иванова. - По плану еще пять таких заездов, потом переходим на 160 километров.
- Здесь вагоны и локомотивы во время испытаний гоняют не только по прямой, - рассказывает начальник полигона Николай Лунев. - На некоторых участках дороги специально сделаны искривления, она петляет то вправо, то влево. Таким образом замеряется, как поведет себя техника под воздействием физических сил на большой скорости. Некоторые составы не выдерживают и выходят за норму динамических показателей. А бывали случаи, что и вагоны переворачивались. У них в сертификате стоит определенное ограничение максимальной скорости, с которой они могут ездить. Самый высокий уровень, до которого мы здесь разгоняли технику, - 220 километров в час. Но это наблюдалось, когда испытывали "Ласточки" и "Сапсаны".
Тем временем "сплотка" - состав из двух локомотивов и двух вагонов - на фантастической скорости пронеслась мимо еще раз.
Тестировали вагоны для президента
Всего за историю полигона здесь провели более 400 испытаний железнодорожной техники - все новые электровозы, тепловозы и разные типы пассажирских, грузовых и почтовых вагонов, выпускавшиеся отечественной промышленностью, проходили тестирование тут. В 2003 году на испытания пришли и два особых пассажирских вагона - оборудованные для президента страны.
- Оба тяжелые, бронированные, с установленной дополнительной спецтехникой. Поэтому вагоны оказались шестиосные, - рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории испытаний динамики и аэродинамики многотоварного и скоростного подвижного состава Александр Бржезовский. - У обычных же - только четыре оси. Но в остальном эти вагоны внешне ничем не отличаются от других. А вот внутри, конечно, оборудованы по последнему слову техники - там есть конференц-зал, личные апартаменты, кухня и так далее. Конечно, все тесты проходили в абсолютно закрытом режиме.
Другой уникальной техникой, которую сотрудникам полигона довелось испытывать, были специальные вагоны по перевозке ядерного топлива для атомных электростанций. По словам специалистов, они представляют собой "фабрики на колесах" со сложнейшей системой хранения опасных элементов. Внутри помещений постоянно поддерживалась одинаковая температура и давление воздуха, а вся обшивка вагонов включала в себя массивные свинцовые плиты, не пропускавшие радиацию. Также в каждом вагоне были дополнительные купе для охраны.
Сейчас "Скоростной испытательный полигон" работает в ежедневном режиме. Дело в том, что в России действует не менее десятка крупных машиностроительных заводов, которые производят разные виды железнодорожной техники. А все новые образцы локомотивов и вагонов требуют тестирования перед запуском в серийное производство.
- Сейчас мы заканчиваем испытания военных вагонов по заказу министерства обороны, - рассказывает начальник полигона. - Затем запланированы проверки вагонов-хоперов для насыпных грузов, потом на тестирование должны подойти три наливные цистерны нового типа. А в мае-июне ожидаем двухъярусные пассажирские вагоны швейцарского производства.