26.04.2015 20:39

Российские астрономы нашли "выброшенные из дома" галактики

Астрономы нашли выброшенные из дома галактики

Российские астрономы обнаружили 200 "убегающих" галактик. Это открытие опубликовано в одном из самых престижных научных журналов Science.

Ранее уже было известно, что только по нашей галактике Млечный Путь могут блуждать десятки миллиардов неприкаянных планет, ни у одной из них нет своей звезды. Затем были открыты и одинокие звезды, стремительно убегающие из нашей галактики. А потом пришла очередь и целых звездных скоплений, отвергнутых своими галактиками.

Но настоящей сенсацией стала работа российских астрономов Игоря Чилингаряна и Ивана Золотухина, которые являются сотрудниками Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ, Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и Института астрофизики и планетологии (Тулуза). Они доказали, что выброшенными в межгалактическое пространство могут быть и целые галактики. Выглядят они необычно: довольно компактны, у них мало звезд, словно кто-то их "похитил", оставив только галактические ядра. Оказалось, что гигантские галактики за счет сил гравитации "грабят малышей", присваивая себе их звезды.

До 2006 года ученым было известно лишь шесть таких необычайно малых галактик. Причем их находили либо совсем рядом с гигантскими галактиками, либо в центрах крупных скоплений галактик. Но в 2013 году произошел прорыв: впервые такая "обиженная" галактика была обнаружена очень далеко от крупных. То есть "обдирать" ее, казалось бы, некому.

- Мы предложили механизм образования таких изолированных мини-галактик, - говорит Иван Золотухин. - Суть в следующем. В ряде случаев в "разборки" между гигантской галактикой и уже "ободранным" малышом может вмешаться третья галактика. И тогда действует эффект пращи. Дело в том, что при взаимодействии трех тел более легкое за счет сил гравитации покидает систему. Сегодня этот эффект хорошо известен науке. К примеру, подобный гравитационный маневр используется, когда запускают космические аппараты во внешнюю Солнечную систему. Именно так зонд "Розетта" дважды разгонялся у нашей Земли, чтобы улететь дальше от Солнца.

По расчетам астрономов, для вылета за пределы скопления галактик скорость беглеца должна превысить 2,5 тыс. км/c. Ученые надеются, что их открытие позволит пролить свет на строение и эволюцию компактных изолированных галактик. Кстати, астрономы предполагают, что в таких галактиках нет загадочной "скрытой массы", скрепляющей большинство других галактик.

Ученые отмечают, что это первое астрономическое открытие, опубликованное в престижном журнале, выполненное вообще без новых наблюдений. Ведь все использованные в исследовании данные находятся в открытом доступе. Причем подобное открытие полностью воспроизводится с любого компьютера. Астрономия вступает в новую эпоху, когда изучать данные и совершать открытия сможет любой пользователь Интернета в любой точке мира.