Как научить ребенка кататься на роликах

Специалисты утверждают, что научиться сносно двигаться на роликах можно за неделю. Чтобы поставить на ролики ребенка, нужны собственно коньки (плюс полный комплект "защиты"), площадка с хорошим асфальтом и подготовленные родители.

Упасть может каждый. Подняться - только лучший

Первое и самое важное: научиться кататься на роликах ни разу не упав невозможно. Скорее всего, первое время основным занятием будет планомерное подметание собой асфальта. К этому надо подготовить ребенка и с этим надо смириться родителю. Если все делать разумно, особых последствий для здоровья эти падения иметь не будут - пара синяков и ссадин не в счет. На первое занятие надо обязательно надеть полный комплект защиты. Одежду лучше выбрать с длинными штанинами и рукавами - благо, погода пока позволяет. Свои щитки роллеры носят поверх одежды. Вообще, защитная экипировка - признак умного человека, а не чайника. К сожалению, не все дети это понимают. Но ведь у них специально для таких случаев есть прогрессивные родители.

Выбираем место дебюта

Обуваться в ролики дома и сразу же в них идти на улицу не стоит. Первые шаги на колесиках надо делать на ровной свободной асфальтовой площадке. Особеенно большой размер не нужен - пять на пять метров вполне достаточно. Главное, чтобы покрытие было ровным и гладким. Асфальт с крупной щебенкой создает проблемы и опытным роллерам, новичкам же на нем будет совсем сложно.

С чего начать?

Прежде всего надо просто встать на ролики. Основанная стойка такая: ноги на ширине плеч, одна чуть выставлена вперед. Колени слегка согнуты. Центр тяжести - между роликами. Дальше можно экспериментировать. Покачаться влево и вправо, попробовать ноги по одной отрывать от земли. Первое падение возможно уже на этом этапе. Заодно учимся вставать: один ролик поставить на землю, на все четыре колеса, опереться двумя руками перед собой, подтянуть вторую ноги и поставить ее перпендикулярно первой, тоже на все колеса. А затем можно подниматься.

Первое упражнение - "фонарики". Ноги ставятся в стойку "пятки вместе - носки врозь", корпус слегка наклоняется вперед и человек начинает ехать. Для остановки надо вывернуть ролики так, чтобы их носы начали сходиться. И при этом выпрямить корпус. Все, начало положено.

Следующий этап - при движении "фонариком" начать отрывать одну ногу и делать ей шаг вперед. Затем перенести центр тяжести и переставить другую. Это уже вполне полноценных роликовый ход. Дальше останется только оттачивать технику и добавлять новые элементы. Основа освоена.

Если возникают проблемы, ребенка можно покатать за руки. При движении на роликах вес всегда должен быть подан вперед. Как говорят мастера: "надо лечь на языки ботинок". Из-за этого страховка сзади может сыграть злую шутку. Ребенок привыкнет искать опору за спиной. И в результате будет чаще падать, а при приземлении не сможет амортизировать удар руками (на которых надеты защитные перчатки), будет биться спиной или копчиком.

Если родитель сам уже уверено стоит на роликах, то система страховки меняется. При движении надо быть в полуметре позади и немного сбоку от ребенка, при необходимости давать ему для опоры свою вытянутую вперед руку. При таком расположении удобней контролировать ситуацию, ученик постоянно перед глазами, падающее тело можно всегда подхватить.

Страшно!

Как начать кататься на роликах мы разобрались. А как закончить? В смысле, как остановиться? Для этого существует много разных способов. Но большинству начинающих они даются далеко не в первый день. Поэтому поначалу тормозить лучше о маму с папой, скамейку, фонарный столб (к нему надо подъезжать сбоку, ни в коем случае не "в лоб"!) или просто выскакивать на газон. По земле ролики не едут, а шагают как обычные ботинки.

Есть две школы "тормозов". Первые настаивают, что лучше сразу учиться использовать штатный тормоз - пластиковую нашлепку на пятке ролика (обычно - правого). Принцип работы его такой: при движении прямо правая нога выдвигается вперед, левая - несколько сгибается в колене, вес тела подается вперед, а правый ролик понемногу поднимается вверх, чтобы тормоз начал "чиркать" по земле и обеспечил замедление. Существенных ограничений два. Во-первых, для успешного торможения штатными средствами надо уверенно уметь ездить на одной ноге. И, во-вторых, - штатный тормоз надежное, но не слишком быстрое средство снижения скорости.

Второй простой способ остановки - "плуг". Кто катался с горок на лыжах - беговых или горных - его знает. Для роллера это - вторая часть "фонарика", с которого начинали учиться. Только за счет силы мышц ногам не дают сходиться, а удерживают их под углом к направлению движения на некотором расстоянии друг от друга. Экстренную остановку так тоже не сделаешь. Зато этот прием и освоить проще, и применять.

Одновременно с торможением надо научиться поворачивать. Для этого внешний относительно центра поворота ролик (то есть для левого поворота - правый, а для правого - левый) выдвигается вперед и слегка наклоняется внутрь, задавая кривизну окружности. Отработать управление своим движением поможет "змейка" и "лабиринт" - езда между расставленными вешками.

Только вперед!

Покидать учебную площадку можно только после того, как юный роллер научился уверенно тормозить и поворачивать. Первые маршруты лучше прокладывать по паркам. Меньше людей, свежий воздух, никаких машин на пересекающихся траекториях. Люди, машины, а особенно непредсказуемые малыши и собаки - главные препятствия на первых порах.

Кроме того, на трассе для новичка не должно быть горок. Небольшой подъем особой проблемы не представляет, а вот спуск таит в себе множество опасностей. Когда ролики сами едут вниз по склону, главная задача устоять на ногах и контролировать свою скорость. А этот навык приходит только с практикой. Поэтому лучший трек для новичка - тротуар вдоль набережной со стороны реки. Никакого рельефа, все машины только сбоку, а рядом есть высокий парапет, за который всегда можно ухватиться рукой.

Катание со склонов можно будет освоить уже потом. Начинать с пологих горок, постепенно увеличивая их крутизну. Хорошо практиковаться на пологом и широком спуске, где можно ехать "петлями" - как на горных лыжах. То есть повернуть практически перпендикулярно склону, докатиться до его края, там резко повернуть почти на 180 градусов и медленно поехать вниз и наискосок в другую сторону.

Самые главные правила

Катание на роликах - всего лишь еще один вид физической активности. Для того, чтобы он приносил радости, а не травмы и огорчения, надо соблюдать простые правила, сформулированные настоящими гуру этого дела. Вот они:

  • Кататься по лужам и песку нельзя. Песок забивает подшипники. Как минимум, это приводит к порче роликов. А при неудачном стечении обстоятельств колесо может внезапно застопорить, обеспечив серьезное падение. Лужа опасна не только влагой, попадающий в колеса, но и тем, что не всегда видно, что именно находится на дне. Можно влететь в выбоину или споткнуться о камень. Результат тот же - жесткое падение.
  • Осторожнее на мокром асфальте. Роликам для движения нужно хорошее сцепление с дорогой. На мокром асфальте ноги могут просто разъехаться. С одной стороны, это замечательный повод научиться садиться на шпагат. Но с другой - очень больно. Кроме того, на мокром асфальте намного сложнее тормозить.
  • Контролируй скорость и свое движение. Роллер не может моментально остановиться. Поэтому разгоняться можно только там, где гарантировано есть возможность вовремя затормозить. Даже если препятствие появится внезапно: например, из-за угла вывернет длинный грузовик. Ролики хороши своей маневренностью. Если правильно сочетать скорость и повороты, езда получится безопасной.
  • Правильное падение - падение вперед. Вообще на роликах упасть вперед довольно трудно: колесики и рама не допустят опрокидывания. Во многих случаях чтобы сохранить равновесие, достаточно просто податься вперед. Если устоять все-таки не получится, при падении вперед роллер защищен щитками, может самортизировать удар чуть согнутыми в локтях рукам, он видит направление своего полета и точку приземления. Опрокидывание назад или падение на попу почти гарантировано приведет к заметным травмам. Еще один способ аккуратного аварийного приземления - на бок, а потом гасить скорость перекатыванием. Но это надо уметь делать, учиться лучше без роликов.
  • Кататься надо в защите. Всегда. И шлем - это тоже обязательно. Кстати, плохо застегнутый ботинок - пропуск в травмопункт.
  • Равновесие держать, но если что - смело падать. Контролируемое падение в мягкую клумбу - намного лучше, чем долгая борьба за жизнь, завершившаяся под колесами проезжавшей машины.
  • Следи за правильной стойкой. Наклон тела - слегка вперед, это дает роллеру максимальную устойчивость. При движении по инерции на параллельно стоящих роликах одна нога должна всегда ехать чуть впереди другой. Чуть согнутые ноги - лучшие амортизаторы.
  • Самые опасные пешеходы - маленькие дети. Животные тоже могут совершать внезапные маневры. Роллеру хорошо среди себе подобных, средне - среди велосипедистов, плохо - среди пешеходов и совсем скверно - среди машин. Ты всегда в ответе за тех, кто едет перед тобой. Зато можешь быть уверен - нормальный роллер никогда не подрежет новичка при обгоне.