Откуда на Гавайях русская крепость? История такова. 24 острова, входящих в Гавайский архипелаг, из-за очень выгодного географического положения привлекали многих, не исключая российских торговцев и переселенцев. Первый российский корабль, отправившийся на Гавайи, был захвачен местным правителем. Вызволять моряков и ценный груз, который стоил около ста тысяч рублей, отправился немецкий эмигрант Георг Шеффер, поселившийся в России в 1808 году. Надо сказать, что у доктора Шеффера были глобальные идеи по освоению тихоокеанских просторов Российской империей и присоединению к ней Гавайских островов.
Дальше события развивались как в приключенческом фильме: доктор Шеффер без труда излечил от хвори супругу гавайского короля, захватившего корабль, пообещал ему защиту от многочисленных врагов с соседних островов и... получил в награду целый остров Кауаи. Здесь 199 лет назад и развернулось строительство оборонительных укреплений, которые Шеффер планировал использовать для защиты от европейцев, также стремящихся к контролю над Гавайями. Было возведено три форта: Александровский, имени Барклая-де-Толли и Елизаветинский.
Первые два строили по примеру сибирских острогов из дерева - сейчас на их месте возвышаются пышные отели курортной зоны и от оборонительных сооружений не осталось и следа. А вот стены Елизаветинской крепости представляли из себя земляную насыпь, облицованную камнем, и частично сохранились. А в 1966 году ее руины официально стали национальным памятником США. "Восстановить облик этого поселения, в центре которого некогда развевался русский триколор, и было моей основной задачей", - рассказывает новосибирский ученый.
Совместно с американским коллегой профессором антропологии Гавайского университета Питером Миллсом сумел не просто детально воссоздать внешний облик крепости, но и включить его в трехмерную компьютерную модель: надеваешь специальные очки, и вот ты уже внутри российских Гавайев, можешь путешествовать по Елизаветинскому форту. Однако до полного восстановления крепости еще далеко. "Надеюсь, к 200-летию крепости, которое отметим в сентябре 2016-го, сумеем добиться финансирования, чтобы отстроить ее", - говорит новосибирский историк архитектуры.
Премию Гавайского исторического фонда кандидат архитектуры Молодин получит в конце мая. Правда, на церемонию вручения попасть не удастся - поездка слишком затратна для ученого. Но, возможно, не за горами и следующая премия, ведь параллельно с Елизаветинской крепостью Александр Молодин участвует в работе над восстановлением знаменитого Форта Росс: от этого русского поселения в Калифорнии сохранилось 10 процентов построек.