Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии Тюмени ежегодно выявляют около 1,5 тысячи детей, которым требуется помощь в коррекции речи. 70 процентов из них - дошкольники. Еще примерно столько же детей с речевыми нарушениями ставят на учет в районах. Такая статистика не на шутку тревожит не только родителей, но и педагогов, докторов.
Долгое время медицинскую помощь "молчунам" в Тюменской области оказывали по остаточному принципу. Скажем, юные пациенты по два-три года ждали, когда подойдет их очередь на бесплатное лечение в областном центре восстановительной медицины для детей с психоневрологической патологией "Надежда". Площади учреждения и имеющийся штат специалистов просто не позволяли взять на реабилитацию всех желающих. За год в "Надежде" могли пролечить максимум 800 детей. В 2014-м у центра появился филиал в Тобольске. Его открыли на базе бывшего дома ребенка. И теперь очередей практически нет. За семь месяцев тобольский филиал помог 830 детям с ДЦП, задержкой речевого и психо-речевого развития. В 2015-м, согласно планам, реабилитацию в "Надежде" пройдут уже почти 2,5 тысячи ребятишек.
Рады маленьким "молчунам" и в другом областном учреждении - центре восстановительной реабилитации "Пышма", который прежде был ориентирован лишь на пациентов с проблемами зрения. В прошлом году трехнедельный восстановительный курс на льготных условиях здесь прошли 158 детей-инвалидов с речевой патологией. Это же учреждение должно принимать и тех, кто не имеет льгот, но нуждается в лечении. Правда, в прошлом году таким пациентам выдали лишь 254 путевки, а потребность в них значительно выше.
Решить эту проблему региональные власти пытаются при помощи недавно созданных в школах и детских садах бесплатных логопедических пунктов. Изначально их должно было быть около 180 по всей области. На программу, рассчитанную до конца 2014 года, из бюджета направили 35 миллионов рублей. Средства пошли не только на оборудование кабинетов, но и на подготовку специалистов в нескольких вузах области. На старте проекта в логопедической помощи, по оценкам областного департамента образования, нуждались более 10 тысяч ребятишек. Эту потребность удалось закрыть наполовину. Сейчас 149 логопунктов, в том числе 30 в областном центре, посещают почти пять тысяч дошкольников и школьников.
Медики и педагоги отмечают: сегодня речевые проблемы есть практически у каждого третьего дошкольника. Причин тому много: наследственные заболевания, перинатальные патологии, дефицит общения. Как ни странно, "виноваты" в этом, по мнению специалистов, и достижения здравоохранения. Медики научились выхаживать новорожденных с экстремально низким весом. Вот только впоследствии таким детям требуется помощь не только логопедов. Очень важно выявить и успеть скорректировать все нарушения в раннем возрасте, говорят доктора. Если этого не сделать, у ребенка будут как минимум проблемы с памятью, вниманием, логическим мышлением, в худшем случае он может стать инвалидом. Именно поэтому в регионе уже не первый год реализуется программа "Первый шаг", призванная помочь детям до трех лет. По словам заместителя главного врача областного центра реабилитации инвалидов Ольги Васильевой, ежегодно бесплатную помощь по этому направлению получают около 500 малышей. Особое внимание врачи уделяют недоношенным детям: они находятся под пристальным вниманием специалистов весь первый год жизни, проходят при необходимости до шести курсов реабилитации.
При этом, по наблюдению медиков, если несколько лет назад родители особых деток стремились попасть в известные российские центры, в частности в Москве, Самаре и Санкт-Петербурге, то сегодня все больше детей с отклонениями в развитии получают квалифицированную помощь в Тюменской области.
В последние годы в Тюмени появилось около десяти крупных частных специализированных центров, которые принимают детей с нарушениями здоровья, в том числе речевыми патологиями. Так, в учреждение, созданное в Тюмени завкафедрой дефектологии профессором Тюменского госуниверситета Зинадой Поливарой, за помощью обращаются не только жители Тюменской области, но и соседних регионов - Ямала, Югры, Свердловской, Курганской, Челябинской областей. На базе некоторых частных центров даже стажируются специалисты из других городов.
Руководитель тюменского центра нейропсихологии Виктория Габышева, в свое время освоившая сразу три направления - неврологию, психологию и логопедию, зарегистрировала авторскую методику диагностики детей с отклонениями в развитии. Именно нейропсихолог, разбирающийся во всех названных направлениях, способен максимально точно определить причины недуга и помочь ребенку, считает она. Сейчас в возглавляемом Викторией Габышевой центре лечатся почти полторы тысячи детей. С ними работают не по принципу "повтори сто раз", а через специальные комплексы физических упражнений, которые воздействуют на высшие нейропсихические функции и помогают организму восстанавливаться. Причем реабилитацию детей здесь стремятся проводить без медикаментозного лечения.
- Если через три месяца мы не видим результатов, только тогда подключаем препараты. Но такие случаи очень редки. Нейропсихологические методы позволяют организму самому распознавать проблему и решать ее, - говорит доктор Габышева.
К сожалению, услуги частных центров весьма недешевы. 45-минутное общение с логопедом в среднем стоит от 500 до 700 рублей, а заниматься следует как минимум дважды в неделю. При этом многим детям требуется длительная коррекция - на протяжении двух-трех лет, а кому-то всю жизнь. Представители центров отмечают: стоимость коррекционных услуг можно было бы снизить за счет господдержки. В то же время воспользоваться ею бизнес пока не спешит, объясняя это чрезмерной бумажной волокитой. В том же центре нейропсихологии признаются, что сегодня проще найти благотворителей, которые согласятся оплатить курс коррекции тяжелобольному ребенку.
Справка "РГ"
В случае отсутствия специальных показаний (психоневрологических заболеваний) логопедический осмотр ребенка специалисты рекомендуют проводить в два-два с половиной года. В трехлетнем возрасте у детей проверяется наличие фразовой речи, в четыре года - сформированность слоговой структуры слова, звуковой культуры. В пятилетнем возрасте по нормам у малыша практически заканчивается базовое формирование речи, далее идет ее совершенствование. К школе в норме у ребенка отсутствуют речевые дефекты, он должен иметь хороший словарный запас, уметь пересказывать текст.