05.05.2015 00:40
    Поделиться

    В России вырастут штрафы за нарушение порядка предоставления данных

    Вырастут штрафы за нарушение порядка предоставления данных
    Росстат внес в правительство поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение порядка предоставления данных респондентами. Документ подготовлен по поручению президента РФ совместно с заинтересованными министерствами. Подробности "РГБ" рассказала Ирина Масакова, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики.

    Какие грядут изменения?

    Ирина Масакова: Взамен действующего в настоящее время штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, налагаемого на должностных лиц, Росстатом внесено предложение об увеличении размера административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, также предложено ввести ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка предоставления первичных статистических данных в виде штрафа от 20 тыс. до 70 тыс. рублей. Кроме того, предложено установить повышенный размер штрафа для лиц, повторно совершивших данное правонарушение. В этом случае размер штрафа будет составлять для должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридических лиц - от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

    Обеспечение полноты и достоверности официальной статистической информации определено в качестве одного из основополагающих принципов официального статистического учета и закреплено Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

    Сейчас наказание должностных лиц, нарушивших положения закона, предполагает санкции, которые не позволяют ни эффективно бороться с правонарушениями, ни предупреждать их. Число случаев непредставления и искажения респондентами статистических данных, как и количество повторных правонарушений в указанной сфере, растет.

    Территориальными органами Росстата возбуждены дела об административных правонарушениях: в 2011 году - 4996, в 2012 году - 5487, в 2013 году - 5677. То есть их количество за три года увеличилось почти на 39%. Сумма взысканного штрафа составила в 2013 году 12 939,8 тыс. рублей. По данным Мособлстата, за 2011-2013 годы имеются случаи привлечения одних и тех же должностных лиц к административной ответственности с наложением взыскания от пяти до десяти раз, Ростовстата - от трех до семи раз. Между тем практически всеми территориальными органами государственной власти и местного самоуправления отмечается увеличение потребности в актуальной статистической информации по муниципальным образованиям, что обусловлено расширением их управленческих функций. Динамично меняющиеся информационные потребности ведут к появлению новых и отмене ряда потерявших актуальность форм федерального статистического наблюдения. В среднем ежегодно утверждается пять-шесть новых форм отчетности.

    Не слишком ли велика "отчетная" нагрузка на бизнес?

    Ирина Масакова: Мы согласны, что статистическая нагрузка на данную категорию респондентов чрезмерно велика. Есть жалобы на сложность заполнения большого количества форм (сейчас их 84) предприятиями с малой численностью работников. Мы понимаем, что это сказывается на качестве первичных статистических данных.

    Во исполнение распоряжения правительства РФ от 11 июня 2013 года N 953-р Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти сформирована Концепция снижения издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности, направленная на оптимизацию действующих форм, сокращение их количества, адресов и частоты предоставления, трудоемкости заполнения. В разработке документа Росстат принимал активное участие.

    Сейчас перед Росстатом и другими субъектами официального статистического учета стоит проблема оптимизации информационных потребностей органов государственной власти и статистической нагрузки на бизнес.

    Позиция Росстата: перейти от логики запроса неограниченного перечня сведений к минимально необходимому и достаточному для осуществления государственных функций.

    Оптимизация нагрузки последовательно будет осуществляться по следующим направлениям. Более полно будут использоваться административные данные, получаемые государственными органами и организациями. Предполагается исключение дублирования сбора показателей Росстатом и другими федеральными органами исполнительной власти, проведение инвентаризации состава показателей форм на предмет их актуальности и востребованности потребителями. Планируется расширить использование современных статистических методов для формирования репрезентативных выборок, исключающих методы сплошного запроса сведений у всех хозяйствующих субъектов. Немаловажную роль сыграет развитие электронного сбора данных от респондентов.

    Сейчас перед Росстатом и другими субъектами официального статистического учета стоит проблема оптимизации информационных потребностей органов государственной власти и статистической нагрузки на бизнес.

    В 2014 году система статистики РФ пополнилась территориальными органами Крымстат и Севастопольстат. Как прошел процесс интеграции?

    Ирина Масакова: Проблема заключалась в том, что сбор и формирование данных о социально-экономическом положении на территории Крымского федерального округа до конца 2014 года производились в соответствии с законодательством Украины. Набор статпоказателей и методология их формирования за 2014 год зачастую существенно отличались от российской практики. Чтобы обеспечить публикацию информации по новым субъектам РФ, было подготовлено и утверждено 14 указаний об организации статистических наблюдений практически по всем направлениям статистики. Были проведены аналитические и методические работы, которые в условиях переходного периода обеспечили непрерывное информационное сопровождение органов власти региона в соответствии с новыми задачами.

    Наиболее важным федеральным статнаблюдением стала полномасштабная перепись населения в Крыму и Севастополе в октябре 2014 года, подготовленная в рекордно сжатый срок. Публикация ее окончательных итогов будет завершена к концу этого года. С 1 января 2015 года Крымстат и Севастопольстат включены в единую схему сбора и обработки информации. Производственный план работ ведомства на 2015 год содержит 380 системных работ, включающих переход на новые версии классификаторов ОКВЭД и ОКПД, статрегистра хозяйствующих субъектов, ведение баз данных.

    Недавно члены общественного совета при Росстате обсуждали профессиональный стандарт по специальности "Статистик". Какова предыстория публичной дискуссии?

    Ирина Масакова: В Международной стандартной классификации образования (МСКО-11), концептуального документа, предназначенного для классификации и предоставления сопоставимых на глобальном уровне статистических данных, "Статистика" закреплена как самостоятельная специальность, по которой ведется подготовка специалистов в высших учебных заведениях большинства стран. В обновленной версии Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО), разработанной Минобрнауки России на базе МСКО-11, "Статистика" как самостоятельная специальность отсутствует. В то же время требования к профессиональной деятельности, заложенные в профстандартах и определяющие специфику ключевых компетенций, выходят за рамки подготовки бакалавров и магистров по направлению "Экономика".

    Отсутствие специальности в новой версии ОКСО могло поставить под угрозу срыва подготовку профессионалов-статистиков. Росстат и Российская ассоциация статистиков обратились в Росстандарт с просьбой обязать Минобрнауки России привести проект новой версии ОКСО в соответствие с МСКО-2011. 27 марта Национальный совет по профессиональным квалификациям при президенте РФ одобрил проект профессионального стандарта "Статистик", разработанного РАНХиГС, НИУ ВШЭ при участии Российской ассоциации статистиков (РАС).

    На днях состоялось заседание Общественного совета Росстата. Неужели на самом деле в стране отсутствует учет жилья?

    Ирина Масакова: По состоянию на 31 декабря 2013 года информация о наличии и движении жилищного фонда во всех субъектах РФ собрана не по полному кругу единиц учета. Частный жилищный фонд наблюдением не охвачен. По городу Санкт-Петербургу данные полностью отсутствуют. Мы вынуждены констатировать, что сейчас отсутствует уполномоченный орган исполнительной власти, обладающий в полном объеме информацией по первичному учету жилья, поскольку нормы, заложенные в п. 4, 5 статьи 19 Жилищного кодекса РФ в части технического учета жилищного фонда, на практике не реализуются. В создавшихся условиях невозможно сформировать полную и объективную картину состояния жилищного фонда РФ. Минстроем России, уполномоченным правительством РФ на утверждение Порядка ведения государственного учета жилищного фонда, не реализованы нормы п. 4, 5 статьи 19 Жилищного кодекса РФ. Также отсутствует гармонизация норм кодекса и закона о кадастре в части государственного учета жилищного фонда.

    Поделиться