Франция не сможет продать "Мистрали" без согласия России

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в очередной раз прокомментировал ситуацию вокруг двух вертолетоносцев типа "Мистраль", построенных во Франции по заказу российского Военно-морского флота.

Из-за санкций, введенных Евросоюзом против РФ в связи с ситуацией на Украине, официальный Париж отказался передавать эти корабли нашим морякам. 6 мая французская газета "Фигаро" сообщила о возможном затоплении "Мистралей". Кроме того, не первый месяц ходят разговоры, что для уже готовых к эксплуатации вертолетоносцев подыскивают новых покупателей. О таком варианте Дмитрий Рогозин высказался с сомнением.

По его словам, французская сторона не может принимать решений о продаже вертолетоносцев кому- либо без согласия России. "Кормовые части наши. Мы на них имеем СКП - сертификат конечного пользователя, - сказал зампред правительства. - Без нашего разрешения они не могут сделать ничего. СКП наш".

Рогозин напомнил, что новые корабли полностью русифицированы и адаптированы под стандарты нашего флота - "начиная от табличек и заканчивая электропитанием, они сделаны под технические требования ВМФ РФ". "Все будет нормально, не переживайте, - заверил Рогозин. - Держим на контроле все".

Еще Рогозин сказал, что с французской стороны окончательное политическое решение по "Мистралям" принимает президент Франции.

Контракт на постройку для ВМФ России двух вертолетоносцев типа "Мистраль" был подписан в 2011 году. По некоторым данным, общая цена сделки превысила 1,2 миллиарда евро. Причем кормовые части для кораблей договорились делать на Балтийском заводе Санкт-Петербурга. А их стыковку с головными элементами и окончательную достройку вертолетоносцев производить на французской верфи в Сен-Назере.

Первый десантный корабль-док, названный "Владивосток", Франция должна была передать нашим военным морякам еще 14 ноября прошлого года. Его планировали принять в боевой состав Тихоокеанского флота и отправить к месту постоянного базирования в бухту Улисс под Владивостоком. Однако из-за санкций, введенных ЕС против РФ, эту передачу официальный Париж приостановил.

Официальные лица Франции, в том числе президент Франсуа Олланд, неоднократно заявляли, что реализация этого контракта зависит от того, как Россия поведет себя по отношению к Украине. Но об отказе от этой сделки никто в Париже официально не объявлял. Более того, в начале декабря 2014 года премьер-министр Франции Мануэль Вальс сказал, что считает разговор о возможном провале сделки "преждевременным". Между тем именно такого решения давно добиваются в Вашингтоне. Американцы даже предлагали партнерам по НАТО выкупить эти вертолетоносцы. Однако данная инициатива не нашла поддержки в Брюсселе.

Демарш Парижа по поводу "Мистралей" в Москве восприняли достаточно спокойно. Ни в Кремле, ни в Минобороны не видят большой трагедии в том, что два корабля (второй вертолетоносец для нашего ВМФ - "Севастополь" был спущен в Сен-Назере на воду осенью прошлого года) вообще останутся во Франции. Армейские руководители уверены: это никак не отразится на боеготовности Российского флота.

Уговаривать партнеров во что бы то ни стало передать нам эти корабли в Минобороны РФ не собираются. Но в военном ведомстве надеются, что французы станут действовать цивилизованно и согласно условиям контракта. В противном случае в Москве ждут возврата денег, вложенных в строительство вертолетоносцев. Их направят на финансирование других оборонных проектов.

На вопрос, может ли Россия предъявить французской стороне штрафные санкции за срыв сделки, замглавы Минобороны Юрий Борисов сказал, что это будет определено "в случае судебного разбирательства".

Эксперты "РГ" считают, что такое разбирательство может быть инициировано Россией в одном из международных арбитражных судов. Например, в Стокгольмском. Хотя в этом случае для судей должна быть очевидной справедливость финансовых претензий Москвы, эксперты тем не менее предупреждают: судя по опыту рассмотрения подобных дел, слушания по "Мистралям" могут затянуться на годы.

Между тем, имиджу Франции, как надежному торговому партнеру, уже нанесен большой ущерб. А наши адмиралы, не дожидаясь завершения этой истории, уже объявили: экипажи, подготовленные к службе на вертолетоносцах, будут распределены по другим кораблям ВМФ России.