Через несколько лет появится еще один фактор, нивеллирующий продовольственную инфляцию в России. Заполярье может стать "рыбной житницей" страны. На территории Мурманской области и Карелии вскоре могут быть созданы ранее неизвестные в отечественным технологам производства по селекционированию и выращиванию мальков атлантического лосося. В народе - семги. Об этом сообщило Росрыболовство. Такая идея сейчас прорабатывается в ведомстве.
Дело в том, что такие мальки (смолт) являются рыбопосадочным материалом. Все равно, что семена в зерно- и овощеводстве. Без них урожая не будет. А без мальков искусственно и рыба не родится. Сами питомники мальков семги могут быть созданы на двух наиболее перспективных для этого российских предприятиях. В этом плане наиболее предпочтительными для организации рыбопитомников по "выращиванию товарных смолтов (рыбопосадочной молоди) и формированию ремонтно-маточных стад" могут быть Княжегубский рыбоводный завод "Мурманрыбвод" и Выгский рыбоводный завод "Карелрыбвод". Оба предприятия - государственные, причем федеральной принадлежности.
Кстати, вопрос о создании специализированных рыбопитомников для селекционирования семги прорабатывается по поручению заместителя министра сельского хозяйства - руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова. Как отмечают в ведомстве, эти меры предпринимаются "в целях обеспечения предприятий товарного рыбоводства рыбопосадочным материалом и реализации антикризисных мер в части обеспечения внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией". Иными словами - для обеспечения национальной продовольственной безопасности. Планируется, что разработкой и созданием рыбопитомников будут заниматься специальные рабочие группы, в состав которых войдут рыбоводы и ученые многих специальностей.
На территории России семга выращивается относительно недавно, примерно 10 лет, рассказал "Российской газете" президент Рыбного союза Сергей Гудков. "Однако и до сегодняшнего дня подобные заводы на территории России снабжаются и обеспечиваются импортными технологиями, оборудованием и посадочным материалом из-за рубежа, причем полностью, на 100 процентов. Заметно выделяются норвежцы, чьи специалисты поддерживают такие предприятия, в то время как и у нас есть специалисты по родственным семге породам, в частности по форели", - отмечает эксперт.
По его словам, наша страна может и сама освоить этот вид деятельности. Однако эмбарго, запретившее в том числе и ввоз посадочного материала (мальков), является толчком, чтобы произошли необходимые изменения в этой сфере, надеется собеседник "Российской газеты". Сергей Гудков подчеркивает исключительную важность нынешней новости для продовольственной безопасности страны. Ведь это будут первые подобные предприятия, построенные Россией самостоятельно. "Сдерживание продовольственной инфляции сейчас возможно не за счет импорта, а за счет активации собственных ресурсов", - рассуждает эксперт.
Однако ожидать в ближнесрочной перспективе кумулятивного эффекта на экономику в целом и инфляцию в частности от строительства двух подобных предприятий нельзя. Наиболее реалистичный срок для того, чтобы такие производства стали эффективны, измеряются 4-5 годами. На проектную документацию уйдет не меньше года, затем технология будет еще год вводится в эксплуатацию, а путь от икринки до смолта (что не одно и то же), и далее до товарной рыбы у такой породы как семга может занять еще минимум 2 года, знает Сергей Гудков.
То есть примерно через 4-5 лет в российских магазинах на рыбных прилавках появится семга, которую мы получили из икринок, выращенных по технологиям, примененных нашими же генетиками и профессионалами, а не зарубежными. Все оборудование для всех этапов искусственного рыбопроизводства потенциально мы можем производить у себя же, равно как и воспитание соответствующих кадров и подготовка специалистов также не представляют труда на нынешнем этапе развития домашней экономики. В этом эксперты единодушны.