Олег Сафонов: Туроператорский бизнес сегодня во многом непрозрачен

Россияне не привыкли отказывать себе в путешествиях. Даже в кризис их туристическая активность сильно не изменилась, что доказали прошедшие майские праздники.

По результатам опросов, проводимых различными порталами онлайн-бронирования билетов, затраты наших граждан на разнообразные поездки - в пятерке приоритетных потребительских расходов наряду с тратами на еду, лечение, одежду и бытовую технику. Но в мае поездки краткосрочные, а впереди сезон отпусков. И главное, о чем спрашивают читатели - где отдыхать, сколько стоит и можно ли доверять туроператорам, памятуя прошлогодние банкротства. На эти вопросы "РГ" ответил руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

Как защитить туриста

Олег Петрович, 1 мая стартовал высокий сезон в туризме. Не повторится ли ситуация с массовыми банкротствами туроператоров в этом году?

Олег Сафонов: Это сложный вопрос. Туроператорский, как и любой другой, - это бизнес с большим количеством рисков. Но новых угроз, на мой взгляд, нет. Объясню почему. Наиболее серьезные негативные экономические или политические факторы уже имели место в 2014 году. Вероятность, что это будет происходить сейчас с той же силой, незначительная.

Второй момент связан с тем, что многие туроператоры, которые ранее занимались только организацией вывоза наших граждан за рубеж, понимая перспективность внутреннего туризма, во многом диверсифицировали свою деятельность. И мы констатируем увеличение количества туроператоров, которые переориентируются на российский рынок, примерно на 30 процентов. Внутренний рынок в меньшей степени подвержен колебаниям курсов валют, а значит, спрос на этом направлении более стабильный. И это один из факторов повышения финансовой устойчивости туроператоров.

Есть и такой маршрут: люди совершают марш-броски, стреляют, тренируются, как будто служать в армии

Однако, как я уже сказал, риски в предпринимательской деятельности возможны, но не думаю, что это будет носить массовый характер.

Тем не менее из федерального реестра туроператоров уже исключены около тысячи компаний. Что это - чистка рынка?

Олег Сафонов: Надо понимать, что, когда оперируют этой цифрой, речь идет об исключении туроператоров из ассоциации "Турпомощь".

Причем это не одномоментный процесс, многие из этих компаний были исключены из реестра в прошлом году и в начале этого года. Это не чистка рынка. Дело в том, что многие туроператоры поменяли профиль деятельности и стали заниматься не выездным туризмом, то есть отправлением наших граждан за рубеж, а внутренним и въездным туризмом. При этом из 978 компаний, которые были исключены из ассоциации "Турпомощь" в связи с неуплатой членских взносов, федеральный реестр покинули всего 20 компаний. А 420 стали заниматься внутренним туризмом. Такова конъюнктура рынка. Конечно, заниматься организацией отдыха на российских курортах могут не все. Но с учетом того, что ситуация на рынке в целом стабилизируется, возможно, некоторые туроператоры вернутся к организации зарубежных туров.

Электронная путевка

Бизнес жалуется, что помешать этому может возросшая финансовая нагрузка, которая предусмотрена в новом законопроекте о регулировании туротрасли. Эксперты прогнозируют, что это может привести к новой череде банкротств.

Олег Сафонов: По итогам прошлогодней непростой ситуации мы четко понимаем, что необходимо усилить защищенность туристов. И это аксиома, от которой должны отталкиваться.

Дискутировать относительно того, каким образом выстроить систему защиты, - можно. Но на начальном этапе, думаю, все же надо оставить и оформление финансовых гарантий туроператоров в страховых компаниях, и фонды персональной ответственности, которые будут создаваться за счет денежных отчислений за каждого туриста.

Если такие фонды будут сформированы в полном объеме, если туроператоры будут абсолютно честно переводить в них средства, имеет смысл отказаться от страхования ответственности, то есть от финансовых или банковских гарантий. Но пока эти фонды не созданы, у нас нет 100-процентной уверенности, что туроператорское сообщество это будет делать абсолютно честно и открыто. И, к сожалению, для этого есть основания.

Следует признать, что туроператорский бизнес сегодня во многом непонятен и непрозрачен. Кстати, именно с этим у многих компаний связаны сложности с оформлением финансовых гарантий в страховых компаниях или банках. И я категорически не согласен с идеей о том, что фингарантии не нужны. Нужны.

А как быть с прозрачностью турбизнеса?

Олег Сафонов: В конечном счете мы вводим механизм "электронной путевки", который в каком-то смысле схож с системой электронных билетов в сфере авиаперевозок.

Это позволит сделать абсолютно прозрачным движение денежных средств на рынке туруслуг: от туриста, который приходит к турагенту, приобретая некий турпродукт, затем от агентства к туроператору и от туроператора к перевозчику.

Когда это будет сделано, мы сможем объективно и прозрачно создавать фонды персональной ответственности каждого туроператора. Еще раз повторю: да, к сожалению, на начальном этапе бизнесу, вероятно, придется тратить на страховку больше средств, чем ранее. И связанное с этим недовольство я понимаю. Но с точки зрения общественных интересов необходимо совершенствовать систему защиты туристов. Только так мы сможем вернуть доверие людей к туроператорскому сообществу.

Почем Сочи

Вы сказали, что туроператоры переориентировались на внутренний рынок. То есть можно идти и покупать готовые туры на наши курорты?

Олег Сафонов: В России очень популярен отдых у моря. Однако до недавнего времени конкурентного турпродукта, включающего организацию перевозки, проживания, питания и даже экскурсий, у нас в стране не было.

Сейчас действительно такой турпродукт создан и важно, что его реализуют крупнейшие туроператоры. То есть, если наш турист решит ехать в Сочи, Анапу, Геленджик, в Кавминводы или в Крым, то он сможет купить готовую путевку у компаний, которые имеют богатый опыт создания турпродукта на таких массовых направлениях выездного туризма, как Турция, Египет, Греция, Таиланд.

А насколько эти туры конкурентны по цене?

Олег Сафонов: Достаточно конкурентны. Во-первых, туроператорский продукт часто бывает дешевле в силу того, что блоки мест в самолетах и номера в гостиницах скупаются оптом и на это дается серьезная скидка, соответственно, это сказывается на цене конечного продукта.

Мы вводим механизм "электронной путевки", который в каком-то смысле схож с системой электронных билетов в сфере авиаперевозок

Во-вторых, покупать продукт за рубли дешевле, чем за доллары и евро. Это касается всего: начиная от авиабилетов и заканчивая едой. Просто сравните стоимость обеда на побережье Черного и Средиземного морей. Я вам скажу, что некоторые туры на российские черноморские курорты уже стоят дешевле, чем в Турцию и Египет. Недавно мэр Сочи, например, привел такие цифры: в июне отдых в хорошем санатории в течение 15 дней на двоих стоит в пределах 50 тысяч рублей. В эту сумму входит перелет из Москвы в Сочи и обратно, проживание в двухместном номере, полноценное трехразовое питание. Есть, конечно, предложения дороже. Но в целом, я считаю, цены приемлемые.

Часто говорят о том, что отдых в России тормозит дороговизна перевозок.

Олег Сафонов: Но авиаперевозки доступны по цене, если речь идет об авиачартерах в составе пакетных туров. Также на наши курорты предусмотрены железнодорожные и автобусные перевозки в составе туров.

И самостоятельные перелеты на российские курорты тоже посильны. Например, руководство "Аэрофлота", сообщило мне, что авиакомпания будет выполнять рейсы из Москвы в Симферополь и обратно за 7,5 тысяч рублей в высокий сезон. Разве это дорого? В этих же пределах стоимость перелета в Сочи. Кстати, цена на перевозку из других российских регионов тоже вполне разумная. Туроператоры заявили, что этим летом напрямую в Симферополь будут летать самолеты из 50 городов страны. Возможности аэропорта расширены. Это должно сократить и нагрузку на паромную переправу. В прошлом году в Крыму отдохнули 4,1 миллиона человек. В этом году мы ожидаем уже около 5 миллионов туристов.

А сервис, качество отдыха в отелях?

Олег Сафонов: Большинство номеров в гостиницах на черноморских курортах страны забронированы. Соответственно, какую-то часть денег от туроператоров отельеры уже получили и хочется надеяться, что они будут использовать эти средства для повышения качества услуг.

Но мы видим, что на наших курортах появляется все больше новых, очень хороших гостиниц, в том числе работающих по системе "все включено" - то, что так нравится определенной части туристов.

С 1 по 3 апреля я проехал по Крыму, проверяли готовность полуострова к высокому сезону. Гостиницы есть на любой бюджет и вкус. В Севастополе есть, например, пятизвездочная гостиница, при которой открыли медицинский центр, там почти полный комплекс традиционных санаторных услуг: физиотерапия, лечение целебными грязями, спелеотерапия, водные процедуры. И за нормальные деньги.

Возьмем еще один пример - Алтайский край. Моря нет, зато там горы, озера, удивительная природа, можно отдыхать круглый год. Я сам провел там свой отпуск в марте.

Туроператорский бизнес сегодня во многом непонятен и непрозрачен. Отсюда и все проблемы

И скажу, что инфраструктура, сервис, лечение и даже еда в ресторанах нисколько не уступает, а возможно, даже превосходит зарубежные курорты. Вы знаете о том, что в "Белокурихе-2" будет построен целый комплекс международной сети Hilton? Инвесторы такого уровня вкладывают деньги только в очень перспективные территории, где у людей в том числе есть потребность в качественном сервисе.

Причем изначально компания планировала строительство стандартной гостиницы. Но готова вложиться и в строительство медицинского центра, СПА-комплексов, ресторанов. Первоначальная сумма инвестиций увеличилась более чем в 4 раза.

А недавно мы были в Чечне, где открылась первая туристская ярмарка. Турпоток туда стабильно растет. В 2013 году было около 25 тысяч туристов, в 2014-м - более 50 тысяч, а в этом ожидают уже около 100 тысяч. Причем едут и иностранцы. В центре Грозного прекрасная пятизвездочная гостиница. Предлагаются интересные маршруты, строятся новые базы отдыха, отели.

Предлагают санаторий

К вопросу о лечении. Многие санатории, которые могли бы сделать туризм в России круглогодичным, находятся, увы, в плачевном состоянии. Идея отдыха за счет работодателей - то, что могло бы загрузить здравницы и дать им зарабатывать, многим не нравится. Что делать?

Олег Сафонов: Санаторно-курортная база - одно из величайших достижений Советского Союза, наряду с космосом и балетом. А сейчас во всем мире одним из самым популярных становится направление медицинского туризма.

В советское время медицинский туризм в стране был развит, хоть и немного в другой форме. Миллионы людей направлялись на санаторно-курортное лечение, и это был один из самых традиционных видов отдыха наших граждан. Совмещение отпуска с лечением, на мой взгляд, прекрасный вариант. И сейчас, как я уже сказал выше, с санаториями начинают работать наши туроператоры. Думаю, это даст им стимул к развитию. Но нужны и другие меры, будем над этим работать.

Пастила из Коломны

Какие еще уникальные турпродукты есть в России?

Олег Сафонов: Возьмем, к примеру, русские усадьбы. Это интереснейший, обширный пласт нашей истории и культуры. В имения наших выдающихся соотечественников - писателей, художников, композиторов - едут туристы со всего мира. Я могу привести и другие примеры, но интереснее, на мой взгляд, создание уникального турпродукта.

Недавно мы были в Рязанской области. От Москвы ехать по свободной трассе около 3 часов, это в общем для жителей и гостей столицы направление доступное. Помимо множества общеизвестных достопримечательностей в городе есть Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. А ведь это тоже возможность для создания уникального турпродукта.

Нечто похожее есть в Великобритании: люди в достаточно простых, если не сказать спартанских условиях совершают марш-броски, стреляют из разных видов оружия, тренируются, как будто служат в армии. Вспоминают свою молодость. Причем часто этим занимаются отцы с сыновьями. Примерно 300 тысяч человек ежегодно покупают такой турпродукт в Англии. А у нас этого нет в принципе, хотя возможности есть.

Такой турпродукт в Рязани может быть интересен и для наших мужчин, мальчиков-подростков, и для иностранных граждан. В той же Рязани очень интересные музеи - на их базе можно создать интересную линейку туров, в том числе военно-патриотического содержания. Это серьезнейший элемент "мягкой силы". Мы договорились с губернатором, что будем над этим работать совместно, надеюсь, сумеем предложить такой продукт.

Наверное, в поездках вы сталкиваетесь и с тем, что вас очень огорчает?

Олег Сафонов: Есть интересный пример опять же из Рязани. Там хорошая кондитерская, которая печет вкусные пирожные под названием "Римские каникулы". Рим - прекрасный город, но какое он имеет отношение к гастрономическому продукту в Рязани?

Приезжая в такие города, я хочу попробовать "Рязанские каникулы", "Тульский пряник", "Белевскую пастилу". Почему никто не предлагает московские пирожные в Риме или в Вене? Откуда у нас это поклонение? Мы должны создавать и развивать свои бренды, замечать жемчужины, которые есть в регионах. В конце концов это будет работать на экономику территорий.

И еще важный момент. Недавно был в Коломне, развитый город с точки зрения туризма. Но удивительно: магазин по продаже коломенской пастилы - гастрономический бренд этого места - находится неизвестно где. Ни указателей, никаких знаков. А туристская навигация - важнейший вопрос.

Есть идеи, как его решить?

Олег Сафонов: Общаясь с руководством российского топливного союза, мы договорились устанавливать на автозаправочных комплексах туристские знаки. Это не стоит огромных денег, и бизнес готов все сделать за свои средства.

Если у туристов будет информация о достопримечательностях того или иного места, в итоге больше людей приедут на эту самую заправку, это же элементарно. Нужно понимать: туризм является стратегически важной отраслью народного хозяйства. Если это понимание есть, то многие вопросы решаемы.

Мне кажется, сейчас все больше и больше регионов, где понимание приходит. Например, участниками федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в прошлом году было 17 регионов. И дополнительно есть заявки еще от 12 регионов. Получается 29, а это немало

Вместе с тем отмечу, что россияне свободные люди и могут отдыхать там, где хотят. Если нравится проводить отпуск за границей - пожалуйста. Но, мне кажется, надо знать и о возможностях в своей стране, а еще лучше этими возможностями пользоваться. Кстати, прошедшие майские праздники показали, что одними из самых популярных направлений для отдыха у россиян стали Сочи и Крым.

В Египет за рубли?

Видя это, многие зарубежные страны, которые долгие годы "кормились" и за счет наших туристов, не намерены отпускать клиентуру. Чего только не предлагают: и 5-летние визы, и субсидирование чартеров, и отдых за рубли, и возможность въезда по российским паспортам.

Олег Сафонов: Понятно, что все это - попытка стимулировать снижающийся турпоток. Но мне кажется, во многом подобные заявления - декларация желаемого, выдаваемого за действительное.

Обещания отдыха за рубли в Египте вызывает массу вопросов. В перспективе это, наверное, возможно, но для этого надо провести огромную работу. И принципиально важным будет курс расчетов. Насколько это будет выгодно?

По поводу паспортов - тоже вопрос открытый. Кстати, с российскими паспортами и сейчас можно въезжать в некоторые страны СНГ. Не уверен, что это кардинально повлияет на увеличение потока туристов.

Как Россия планирует в этом году продвигать свой турпотенциал за рубежом?

Олег Сафонов: В этом году впервые за всю историю российского туризма мы открываем наши турпредставительства за рубежом. Такой офис, созданный совместно с нашими коллегами из Российского союза туриндустрии, уже работает в Дубае.

Поток из этой страны к нам не очень большой, но, во-первых, офис открыт без привлечения средств из федерального бюджета, а, во-вторых, он ориентирован на презентацию турпотенциала нашей страны на Ближнем Востоке.

В ближайшее время планируем открыть на таких же принципах государственно-частного партнерства представительство в Финляндии, в Хельсинки. Оно будет ориентировано на скандинавские страны.

В мае также откроем два офиса в КНР и один в ФРГ. Для России это два важнейших рынка с точки зрения въездного туризма. Основные туристические потоки к нам идут из этих стран. Далее планируем открывать турпредставительства России и в других странах. Россия должна хорошо позиционировать себя на мировом рынке, это очень важно.

"РГ" совместно с Ростуризмом запускает новый проект "Заповедными тропами"

Недавно в редакцию "РГ" пришло письмо от нашей читательницы из Якутска - Надежды Александровны Строговой:

"У нас в России смотреть не пересмотреть. У меня было два великих путешествия. По Кавказу через Клухорский перевал от Теберды до Сухума. И на лайнере "Туркмения" от Владивостока до Петропавловска-Камчатского с высадками на острова Курильской гряды и далее с заходом в кратер вулкана Эбеко. Впечатлений, воспоминаний - на всю оставшуюся жизнь!

А у нас в Якутии есть маршрут по Лене: от порта Осетрово до Быковского мыса и Тикси с высадками на острова.

И есть отдельный маршрут на Ленские Столбы. Сколько раз их видишь, все как будто внове. Вот посылаю вам несколько фотографий участков нашей экскурсионной тропы. А вид сверху! Это вам просто для интереса..."

Прочитали мы это письмо, да и решили начать собирать самые интересные туристические маршруты по России. Ваши заповедные тропы.

Идею поддержал Ростуризм. Так что это наш совместный проект. Самые интересные и практически выполнимые маршруты будут опубликованы в "РГ".

Как знать, возможно, именно ваш опыт окажется полезным многим путешественникам.

Отправлять свои рассказы можно по адресу: 125993, Москва, ул. Правды, 24, стр. 4, или по электронной почте economic@rg.ru с пометкой "Заповедными тропами".

Конкурс

Ростуризм продлевает конкурс на лучший туристический бренд страны, рассказали "РГ" в ведомстве.

Изначально планировалось, что конкурс будет проводиться до 30 апреля. "Но к нам до сих пор поступает огромное количество предложений и от жителей российских регионов, и от людей, живущих в Новой Зеландии, Австралии, Аргентине, Германии, Казахстане, Грузии, Узбекистане. К тому же многие участники конкурса, отправившие свои идеи обычной почтой, переживают, что они не успеют дойти к указанному сроку. Поэтому мы приняли решение продлить конкурс как минимум до 15 мая", - рассказала "РГ" руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова.

На конкурс принимаются идеи на создание изобразительного (лого) и словесного (слоган) обозначения "Туристский бренд России" от всех желающих.

Целью проведения конкурса является разработка изобразительного обозначения "Туристский бренд России" для использования в туристских и сопутствующих услугах, а также в наружной рекламе, сувенирной, полиграфической продукции, фото- и видеопродукции и в сети Интернет.

С условиями проведения конкурса можно ознакомиться на сайте Ростуризма в разделе "Туристский бренд России".