"Знаете, кто такой президент? - спросил корреспондента "РГ" таксист, когда узнал, что ехать нужно в Центризбирком. - Это человек, которому мы платим за то, что он ничего не делает". В несправедливости этих слов в Польше мог убедиться каждый, кто за последние две недели хотя бы раз включил телевизор. После проигрыша в первом туре малоизвестному Дуде президент Бронислав Коморовский стал проявлять невиданную активность. Он был везде, встречался со всеми, и пользователи Сети шутили: "Интересно, какую песню он исполнит на Евровидении?"
Не меньшей вездесущностью запомнился и конкурент Коморовского Анджей Дуда. В последние сутки избирательной кампании он решил, что не стоит тратить драгоценное время на сон, и ночью отправился агитировать к тем, кто не спит: дежурным врачам и медсестрам одной из больниц города Нове-Място-над-Пилицей, а в пять утра угощал кофе спешивших на работу горняков в Руде Щленской.
В ходе своей предвыборной кампании оба кандидата сыпали обещаниями как из рога изобилия. Польский портал "Имею право знать" насчитал 58 высказываний президента Коморовского, содержащих обещания, и 62 аналогичных высказывания его соперника. Эта готовность сулить все и всем также дала журналистам повод поупражняться в остроумии. Сообщалось, что щедрости Анджея Дуды не выдержал бы даже бюджет Германии или Франции. К счастью для кандидатов, не все избиратели знают, что возможности президента Польши сильно стеснены конституцией. Поэтому, услышав об открывающихся перспективах, в воскресенье легковерные поляки поспешили на выборы.
А те, кто осведомлен о том, каковы полномочия главы государства, шли нехотя и голосовали "против". Одни - против Коморовского и, следовательно, за Дуду, другие - наоборот. Отсюда явка чуть более 50 процентов: ниже, чем обычно на выборах президента - "все равно ничего не выполнят", - и выше, чем в первом туре - "а вдруг выполнят?"
А перемены, по словам известного польского социолога и политолога, профессора Варшавского университета Ядвиги Станишкис, Польше необходимы.
Ядвига Станишкис: В Польше наблюдается экономический рост, но в отдаленной перспективе шансы на развитие не так уж велики. С одной стороны, у нас так называемое зависимое развитие - много импорта, много иностранных фабрик, которые только собирают здесь свою продукцию. А с другой стороны - маленькие и средние польские компании, которые дают шансы на стабилизацию, но очень слабы с финансовой точки зрения. У нас чрезвычайно высокий уровень эмиграции, в основном молодых образованных людей, и на этом фоне демографические проблемы, старение общества, кризис семейной политики. Необходимо задействовать механизмы, которые дадут больше шансов для развития. И об этом говорил Анджей Дуда. А Бронислав Коморовский хвалил то, что есть, и с данной точки зрения можно сказать, что это конфликт поколений.
То есть можно сказать, что во втором туре Анджей Дуда представляет взгляды молодого поколения поляков?
Ядвига Станишкис: Ну почему же? Не только молодые считают, что нужно менять модель развития. Соблюдение законов, противодействие коррупции - всего этого хочет не только молодежь. Но именно молодежь реагирует на проблемы эмиграцией. И сейчас нужно вернуть им надежду, доверие к государству.