- Мы давно дружим с транспортным предприятием, - рассказала корреспонденту "РГ" начальник филармонического отдела Марина Кичева, - поэтому сами по коллективным заявкам школ заказывали у них машины на определенное время. Пока шел концерт, троллейбусы работали на своих маршрутах, а после забирали ребят и развозили. Было удобно всем. Перед майскими праздниками мы написали официальное письмо в администрацию города с просьбой пустить троллейбусы хотя бы на время мероприятий, посвященных 70-летию Победы, но этого не произошло. Нашу озабоченность разделяют и другие учреждения культуры и школы. Учителя говорят: мы бы рады привезти ребят, да не на чем. Заказывать автобусы слишком дорого.
Без троллейбусов стало плохо и пожилым курганцам. По словам одной из пенсионерок, у троллейбуса низкие ступеньки, а теперь поди-ка взберись в автобус с больной ногой. Водители маршруток таких пассажиров не любят и не ждут. Как сообщили в отраслевом профсоюзе, рабочие заводов тоже недовольны: электротранспорт очень выручал в часы пик.
Интересно, что "рогатые" пропали с курганских улиц как раз в тот момент, когда в маршрутках повысили стоимость проезда до 18 рублей. По городу поползли слухи, что электротранспорт убрали специально в угоду конкурентам - частным перевозчикам.
Между тем троллейбусный коллапс рано или поздно должен был случиться. В январе текущего года МУП "Городской электротранспорт" подал иск в арбитражный суд о признании его банкротом из-за многомиллионных долгов перед энергетиками и страховыми фондами, которые предприятие уже не в состоянии выплатить. Оставалась надежда, что, пока идет процедура наблюдения, предприятие преодолеет кризис и вместо конкурсного управления выйдет на стадию финансового оздоровления. Однако никаких предпосылок к позитивным переменам пока не наблюдается.
Даже наоборот, положение усугубилось: в конце апреля приставы по решению суда опечатали помещение, в котором находилась главная трансформаторная подстанция, питающая контактные линии. Беда в том, что здание находится в частной собственности. В троллейбусном парке сейчас никто толком не помнит, как это произошло. До 2009 года всеми пассажирскими перевозками в городе занималось ОАО "РегионАвтоТранс-Курган" ("РАТ"). В условиях роста энерготарифов троллейбусы стали убыточными, и автобусам оказалось невыгодно работать с ними "в одной упряжке". Чтобы сохранить электротранспорт, городские власти приняли решение провести реорганизацию "РАТ" и создать муниципальное предприятие, занимающееся только троллейбусными перевозками. Вот тогда, по словам работников парка, какая-то московская фирма и выкупила помещение с трансформаторной подстанцией. Все это время предприятие ежемесячно платило собственнику за аренду 75 тысяч рублей. Но наступил день, когда платить стало нечем. Хозяин подал в суд и потребовал освободить помещение от чужого имущества.
Руководитель администрации Кургана Александр Поршань через официальный сайт мэрии пообещал выкупить помещение трансформаторной станции, сообщив, что средства на это (четыре миллиона рублей) в бюджете предусмотрены. Правда, через несколько дней чиновник уже засомневался, стоит ли это делать сейчас, когда идет процедура банкротства МУПа.
- Будет неправильно выкупать имущество, которое завтра уйдет с молотка, - заявил сити-менеджер в интервью одному из телеканалов.
Работников троллейбусного парка такой поворот не удивил.
- Если бы город хотел выкупить подстанцию, то сделал бы это еще шесть лет назад, когда шел дележ имущества "РАТ" и подстанция стоила в два раза дешевле, - говорит начальник службы ремонта предприятия Алексей Веселов. - А сейчас, по-моему, все ждут банкротства. Недавно наши девушки-водители были в администрации и пришли оттуда со слезами. Говорят, руководители города посоветовали им переучиваться на ПАЗики. Представляете, что значит женщине работать на ПАЗе? Там и мужики-то не все выдерживают…
Коллектив троллейбусного парка, а это более двухсот человек, распущен по домам. На время вынужденного простоя они будут получать две трети от зарплаты. Как долго это продлится, никто не знает. Из-за неопределенности люди стали увольняться. Пять водителей уже уехали в Москву на заработки.
Кстати
Очередное заседание о признании троллейбусного парка банкротом пройдет в областном арбитражном суде 9 июля.