На пресс-конференции в "РГ" директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, председатель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько и председатель председатель исполкома Ассоциации учителей литературы и русского языка Роман Дощинский рассказали, как сдать ЕГЭ на 100 баллов.
- В этом году преобразованы некоторые задания по русскому языку. Раньше в тестах было три части. В первой - 30 заданий, во второй - 8, в третьей - одно. Сейчас 25 заданий. В первой части 24, во второй - одно задание. Но это не значит, что задания стали проще, они стали более емкими, - подчеркнула директор ФИПИ Оксана Решетникова.
Она предостерегла выпускников от поиска тестов в Сети. "В Интернете нет материалов Единого госэкзамена. Не тратьте время и деньги на поиск экзаменационных материалов. Лучше зайдите на наш сайт, посмотрите демоверсию, найдите на сайте образец бланков ответов и еще раз потренируйтесь в их заполнении", - дала совет директор ФИПИ.
Еще одно новшество: в заданиях теперь не фиксируется число правильных ответов. "Например, к 20-му заданию дается пять вариантов ответов, и все они могут быть правильными", - рассказала председатель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.
Она пояснила, что сочинение-рассуждение, которое требуется написать на ЕГЭ, заметно отличается от сочинения-эссе, которое было у школьников в декабре этого года.
- В ЕГЭ по русскому языку от выпускника требуется умение вести диалог и доказывать свою точку зрения. Тексты подбирались тщательно. Это современные писатели, публицисты, которые затрагивают вечные темы любви, природы, взаимоотношений между людьми, темы войны, - пояснила Цыбулько.
В сочинении разрешается приводить примеры не только из литературы, но даже из личного опыта. Можно привести примеры из Библии, Корана, национальной литературы. Такие аргументы высоко оцениваются, ведь они показывают диалог разных культур.
"Может ли рассчитывать ученик на положительную оценку, если он допустил кучу ошибок в заданиях, а сочинение написал блестяще?" Ирина Цыбулько ответила так: "Я таких работ не видела. Бывает, что ученик забыл перенести ответы в бланки. Это отдельный сюжет, который должен быть проанализирован".
Самая распространенная ошибка в сочинении - неумение аргументировать свою мысль.
- Выпускники допускают фактические ошибки, путают Первую, Вторую мировые войны. Не всегда верно называют имена литературных героев и названия авторов и произведений, - рассказал Роман Дощинский, который каждый год участвует в проверке работ.
По-прежнему встречаются речевые ошибки. Ученики пишут "передавать память", "молодая девушка", "в современное время" . И, по признанию Дощинского, на апелляции бывает очень сложно доказать ученику, что он сделал ошибку. К сожалению, штампы и речевые нелепости слишком уж прочно вошли в разговорную речь.