В усадьбе Кузьминки открылась выставка "Так жили мы на даче"

Выставка "Так жили мы на даче" - самая "летняя" из всех, которые открыты сейчас в столице. Экспозиция передает атмосферу дачи как явления, культурного, исторического, социального. А удаленность Кузьминского парка от центра (усадьба находится в нескольких километрах от МКАД) как нельзя лучше настраивает на неторопливое изучение каждого экспоната - изящной дамской шляпки, тончайшего пеньюара, фотографий прошлого столетия и множества милых мелочей, составлявших уют загородного дома, именуемого во все времена одинаково - "дача".

Отъезд на дачу - это не просто перемещение в пространстве, это своего рода символ духовного отшельничества. Дача - явление, в первую очередь, философское. Это мечта о рае, в котором, наконец, можно примириться с самим собой. Здесь ценили время, им умели наслаждаться, искали вдохновение. На дачах царил свой уклад, о котором рассказывают экспонаты Манежа, Конного двора усадьбы и Восточного флигеля (здесь представлена дачная жизнь в дореволюционных фотографиях, рисунках, анекдотах, карикатурах).

Пространство Манежа разделено на зоны, где можно совершить прогулку по истории дачи от революции до начала XXI века. В этих зонах - фрагменты дачных интерьеров. В качестве фона использован задник, созданный из увеличенной во много раз исторической открытки на тему дачной жизни. Все это дополняют: мебель, фотографии, домашняя утварь. Выставка рассказывает, во что одевались, что и из чего пили, ели, в какие игры играли на даче.

Вещи в Кузьминки приехали из Музея Москвы, подмосковных музеев и частных коллекций. "У меня никогда не было дачи, - рассказала "РГ" куратор выставки Елена Соломински. - Этот проект был инспирирован моей любовью к Москве. Удивительным образом тема дачи исследована в России фрагментарно. Много исследований посвящено локальным историям - Малаховка, Пушкино. Но подробно русская дача изучена англичанином Стивеном Ловеллом, который исследовал это явление за период почти в 150 лет".

Как рассказала куратор выставки, дачный сезон начинался задолго до наступления погожих деньков. Уже в марте вся Москва начинала искать съемные дачи, которые стоили по тем временем дороже, чем участок в Лондоне. Самые лучшие разбирались к Пасхе. Дачей могла стать часть усадьбы, сданная в аренду. Земство могло продавать участки специально под дачи. Крестьяне тоже сдавали в аренду участки после 1900 года.

В Сокольниках были самые дорогие дачи: сюда приезжали иностранцы, здесь было шумно, устраивались балы на несколько тысяч человек. В Пушкино, Малаховке, Перово, Перловке, Новогиреево искали уединения и тишины. Из расписания, напечатанного в "Дачном вестнике" или "Дачнике" (периодики на тему дачи был немало), узнавали, когда ближайший поезд и собирались в путь. Состоятельные люди имели свое дачное имущество, а те, кто победнее, перевозили на дачу все, что им принадлежало, так как им приходилось отказываться от своих городских квартир. Тогда на дачу переезжали не только перины, но и коровы. В разделе, посвященном отъезду на дачу, можно видеть чемоданы, шляпные коробки, зонтики и мелочи, необходимые в пути. Кстати, на железнодорожной станции было принято не только ждать подводу до дачи, но знакомиться и искать, как тогда говорили, "дачного" жениха, с которым можно было завести коротенький дачный роман.

Следующая зона на экспозиции посвящена открытию сезона. До революции дачный сезон открывался балом-карнавалом, в котором участвовали все дачники. Бал начинался с шествия, которое возглавляли пожарный отряд и оркестр. В это же время начинал работу летний дачный театр. Малаховка могла похвастать своим собственным летним театром, в других поселках под театр отдавали сараи и амбары. В витрине - платье 1890 года, использовавшееся в постановках дачного театра, рядом - марионетки из детского кукольного театра.

Кроме понятия "дачный" жених, существовало понятие "дачный" муж. Он работал в городе в будни, приезжал на дачу в выходные, а в столице должен был закупиться всем, чего не продавали в дачных поселках, - ему нужно было забежать к портнихе, в парфюмерную лавку, купить сладостей, игрушки.

Надо сказать, что дачная мода привела к раскрепощению нравов. Юбки становились короче, так как в пышных платьях невозможно было кататься на велосипеде - неуклюжий, с огромным передним колесом - ему также нашлось место на выставке. Платья дореволюционные, одежда прислуги, дачные костюмы времен НЭПа, - в музее показано все, чтобы представить, как менялась дачная мода со сменой эпох. Также здесь представлен женский купальник 1880-1890 годов - своего рода комбинезон с короткими рукавами и штанинами выше колен и шерстяной мужской купальник. Пляжей, какими мы привыкли их видеть, не было. У каждого на водоеме была своя купальня - маленький деревянный домик, закрывавшийся на ключ, построенный прямо на воде. Сооружение явно не для заплывов, но позволявшее немного освежиться.

Непременный ритуал дачной жизни - чаепитие на террасе, которое с огромной любовью описывали классики. Центром террасы был стол, но не тесно заставленный яствами. За таким столом пили чай, ликер, обсуждали литературу, театр, сплетни. И стол, и сервировка, представленные на выставке, дореволюционные - салфетницы, сервиз, коробки с чаем и сладостями и самовар, изготовленный на московской фабрике Зимина.

Отдельный раздел на проекте посвящен Обществам благоустройства, своего рода предшественникам современных садовых некоммерческих товариществ. Только функции такого общества были гораздо шире - в их ведении были не только новые дороги, проведение электричества, детские площадки, но и сбор средств для организации больниц и школ для бедных из окрестных сел. Общества возглавляли настоящие подвижники - одним из них был московский историк и публицист Николай Телешов (1867-1957). Его семья предоставила на выставку необычную флягу с рюмкой, несессер для пикников, а также столик, на котором восседает миниатюрная собачка с кнопочкой для вызова прислуги.

История дачи - история нескольких поколений. Конечно, тот самый дух дачи, который так любила интеллигенция, выветрился с приходом 1917 года, но само явление после революции не умерло. Дачи национализировались. Изъятые подмосковные дома занимали новые владельцы, в 1927 году появились первые дачные кооперативы, ведомства строили дачи для своих сотрудников. После войны на даче могли жить репрессированные, которым не разрешалось появляться в городе, здесь же прятали запрещенные рукописи, книги. На дачи потянулась русская интеллигенция, как будто перенявшая эстафету у дореволюционной элиты. На даче у Мстислава Ростроповича жил Александр Солженицын. На фото можно видеть Бориса Пастернака, Константина Симонова, Галину Вишневскую, Давида Ойстраха на фоне дачных декораций.

Советская дача на выставке представлена стеллажами со всевозможными солениями. Из места, где отдыхают душой, дача превратилась в "комбинат питания". До этого времени огородничеством на даче никогда не занимались.

Конец XX века - это дача в стиле фьюжн - советские диваны плюс мебель из Икеа, и уже на редких чердаках можно отыскать старинные фотографии, игрушки, платья. В XXI веке дачи превратились в богатые поселки, где живут круглогодично. Город оттеснил дачи, их место заняла каменно-душная Москва. Домов 1930-х годов постройки почти не осталось, сгорел дачный театр в Малаховке. И мало кто помнит, как все начиналось. Выставка "Так жили мы на даче" - прежде всего о памяти, о сохранении традиций. Об этом говорит и Елена Соломински: "Выставка обращена к сердцу каждого посетителя в надежде, что после ее просмотра у людей возникнет желание более бережно относиться к традициям своей семьи, а если их нет, то создать эти традиции".

Кстати

Выставка представлена в Музее усадебной культуры, расположенном в усадьбе князей Голицыных Влахернское-Кузьминки в одноименном парке. Сейчас ведется ребрендинг парка и сохранившихся в нем исторических построек: так что существовавший здесь с незапамятных времен, но мало кому известный, музей не так давно стал частью Музея Москвы.