- Аварийная комиссия подвела итоги работы. Вывод: причиной нештатного завершения пуска ракеты-носителя "Протон" стал отказ рулевого двигателя третьей ступени из-за повышенных вибронагрузок, вызванных увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата, связанным с деградацией свойств его материалов под действием высоких температур, а также несовершенством системы балансировки, - рассказал он. - Отказ имеет конструктивный характер.
Напомним, ракету-носитель "Протон-М" с мексиканским спутником связи "МекСат-1" запустили с Байконура 16 мая в 8.47 утра. Спутник должен был оказаться на геостационарной орбите - это примерно 36 тысяч километров над Землей. Однако на 497-й секунде полета произошла авария. Разгонный блок со спутником не отделился от третьей ступени ракеты. Она, разгонный блок и спутник практически полностью сгорели в атмосфере.
На следующий день прошло первое заседание аварийной комиссии, в которую вошли представители Коллегии военно-промышленной комиссии при правительстве, представители Роскосмоса и минобороны, ОРКК, головных отраслевых институтов и предприятий ракетно-космической промышленности. По словам первого заместителя генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева Алексанндра Медведева, эксперты "копали очень глубоко". Проводили математическое моделирование современными методами, выезжали на воронежский механический завод, где производят двигатели "Протона", проверяли места предполагаемого падения обломков (правда, там что-то найти помешали пожары).
Всего расследовали аварию семь рабочих групп: изучали данные телеметрии, проверяли систему контроля качества на производстве, соблюдение технологических процессов, изменения в технической и конструкторской документации и т.д. Вывод однозначен: проблема - в конструкции самой ракеты, которую разрабатывали еще в 60х годах прошлого века. Одна из аварий из-за этого дефекта произошла еще в 88м году.
Кстати, 16 мая стало "черным" днем для "Протона". Год назад с ракетой-носителем произошла аналогичная нештатная ситуация. Тогда был потерян самый современный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р". Но комиссия решила, что причина - в производственном дефекте. Слишком мало данных было у экспертов: датчик был расположен на раме двигателя, далеко от турбонасосного агрегата.
Теперь, когда истинная причина аварии ясна, специалистам предстоит устранить недостатки в конструкции ракеты, использовать другие материалы в ключевых узлах. В частности, будет заменен вал ротора, доработана методика его балансировки, а также модернизирована система крепления турбонасосного агрегата рулевого двигателя к раме маршевого двигателя. Все это поможет наладить безаварийные пуски "Протонов".
В Роскосмосе подчеркнули: несмотря на то, что дефект конструктивный, по итогам проверки выявлено несоответствие в системе менеджмента качества и в ряде процессов. И в течение ближайших двух недель будет разработан план по устранению ошибок, будут приняты дисциплинарные и административные решения.
Дату следующего пуска "Протона" в Роскосмосе пообещали назвать в течение июня.