Вложения в транспортную инфраструктуру принесут долгосрочный эффект

Согласно исследованию аудиторской фирмы "КПМГ" в ближайшие два-три года рынок строительства транспортной инфраструктуры в России будет испытывать хроническое недофинансирование, особенно если сравнивать с 2013-2014 гг. Причем сокращение денежных вливаний со стороны государства в первую очередь может коснуться крупных проектов, которые являются целевыми для ведущих игроков на рынке.

Бизнес, скорее всего, тоже предпочтет прятать деньги в кубышку, нежели инвестировать их в собственное развитие или инфраструктурные проекты. В голодные годы желание копить на "черный день" хотя и объяснимо, но нелогично: пущенные на самотек проблемы окопаются, наберутся сил и перейдут в наступление, увеличив тем самым и количество черных дней, и густоту их колера.

Тем временем мировая практика свидетельствует, что в кризисные времена, особенно отягощенные геополитической обстановкой и обесцениванием национальной валюты, логично и выгодно вкладывать средства как раз в инфраструктурные проекты. "Жизнь неоднократно доказывала перспективность реализации именно инфраструктурных проектов, так как они обеспечивают снижение уровня безработицы среди различных слоев населения, а также закладывают необходимый потенциал для более интенсивного развития экономики в период последующего подъема", - считает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Михаил Низов.

Впрочем, Михаил Низов развеял опасения: вряд ли заявленные в госпрограмме "Развитие транспортной системы" проекты будут свернуты. "Почти 100% бюджетных инвестиций в соответствии с основными мероприятиями госпрограммы направляются именно на инфраструктуру. Но их объемы должны ежегодно корректироваться в зависимости от изменений приоритетов мероприятий, дисциплины освоения выделенных ресурсов, зависимости от реализации других мероприятий, в том числе по другим госпрограммам. То есть речь идет об оптимизации государственных инвестиций, которую следует проводить регулярно с учетом результатов исполнения целевых индикаторов. Во времена экономического подъема и увеличения финансовых возможностей возникают новые проекты, во времена снижения темпов экономического роста и снижения финансовых возможностей их количество сокращается. При этом финансирование действующих проектов не прекращается, но оптимизируется более тщательно", - сообщил он "РГБ".


Автор:Инфографика РГ/Антон Переплетчиков/Ирина Фурсова

В числе проектов, финансирование которых вряд ли подвергнется секвестру, Михаил Низов и руководитель группы стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ Алексей Назаров назвали возведение моста через Керченский пролив, ВСМ Москва - Казань, спортивных и транспортных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 г. "Реализация этих проектов характеризуется высокой значимостью в основном с социальной, нежели с экономической точки зрения", - подчеркнул Назаров. "ВСМ Москва - Казань является важным проектом в развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории России между странами Азии и Европы, и имеет потенциал дальнейшего продления до Владивостока или Пекина. Его реализация способствует привлечению глобальных транспортных потоков, повышению инвестиционной привлекательности, а также реализации преимуществ географического положения страны для ускорения социально-экономического развития и интеграции в мировую экономику", - добавил Низов.

Но никто при этом не говорил, что будет легко. Цены на необходимые материалы растут как на дрожжах. Так, по данным КПМГ, металлоконструкции за прошлый год подорожали более чем на 30%, высокотехнологичные импортные строительные материалы, используемые при возведении искусственных сооружений, - на 30-40%. Стоимость импортной строительной техники, оборудования и запчастей увеличилась более чем на 20% из-за ослабления рубля, а отечественная техника увеличилась в цене более чем на 10%.

И вот здесь-то самое время обратиться к механизму ГЧП, поскольку, как видим, в одиночку ни бизнесу, ни государству глобальные проекты не осилить, по крайней мере в те сроки, что запланированы. "Сегодня в России большая часть инфраструктурных проектов осуществляется за счет государственного бюджета, тогда как за рубежом львиная их доля выполняется на основе ГЧП. Реализация ГЧП-проектов позволяет значительно увеличить объем инвестиций и диверсифицировать риски между государством и частными инвесторами", - сообщил "РГБ" Алексей Назаров.

"Системный подход в реализации ГЧП на транспорте может стать цепной реакцией для экономических процессов в стране, формирования единого экономического пространства, в котором присутствует высокая мобильность перемещения как товаров и услуг, так и граждан, повышаются условия и уровень жизни населения, привлекательность туризма, инвестиционный климат", - считает директор по стратегии и маркетингу компании "Мегапейдж" Евгения Астафьева.

А Михаил Низов предложил активнее использовать возможности и ресурсы третьего потенциального участника крупных инфраструктурных проектов, ради которого они, собственно, и затеваются, - граждан страны. "Государству просто необходимо предоставить возможность населению вкладывать свои средства в инвестиционные проекты при реальных гарантиях выгоды. Пока же экономика нуждается в инвестициях, которые ожидаем и надеемся получить от "заграницы", а граждане в условиях непредсказуемых колебаний курса национальной валюты и допущенной банковской чехарды прячут деньги в чулок и мечутся в поисках вложения средств для их сохранности и возможного приумножения", - считает эксперт.


Автор:Инфографика РГ/Антон Переплетчиков/Ирина Фурсова