Оснований, по ее мнению, кардинально менять систему страхования вкладов нет, а средств на выплату компенсаций вкладчикам хватит при любых обстоятельствах - при необходимости Центробанк всегда предоставит ему кредит.
О наболевшем Эльвира Набиуллина высказалась на XXIV Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге.
Идея ограничить гарантированный государством объем страховки появилась как ответ на "серийных вкладчиков", которые "раздают" свои деньги под высокие проценты в разные банки, не заботясь, насколько устойчивыми могут они быть. За это фактически платят ответственные банки и их вкладчики.
С точки зрения крупных банков было бы логичным часть риска переложить на владельца депозита: если банк прогорит, он получит не весь свой вклад с набежавшими процентами, а, к примеру, только 90 процентов. Эльвира Набиуллина предлагает решать эту проблему,отбивая охоту у банков вести слишком рискованную игру. Потому что вкладчики не могут и не обязаны просчитывать все риски. И здесь первоочередная мера - дифференциация взносов банков в фонд страхования вкладов в зависимости от уровня максимальных процентных ставок, которая начнет действовать с 1 июля.
А банковскому надзору поручено действовать на упреждение - обычно деньги, привлеченные у граждан под заоблачные проценты, направляются в бизнес, связанный с владельцами банка. Так появляется проблема некачественных активов. И чтобы не дать таким банкам набрать рекордный объем депозитов, не обязательно отзывать лицензии, ЦБ вправе запретить банку работать с деньгами населения.
Банковский сектор в целом сейчас демонстрирует устойчивость и готов к выходу из кризиса. Расчеты ЦБ показывают, говорит Набиуллина, что даже в экстремальных условиях, таких как долговременное снижение нефтяных цен до 40 долларов за баррель, достаточность капитала банковской системы будет превышать установленный ЦБ минимум. Иначе говоря, банкам можно доверять, и не обязательно только крупным. Хотя в этом году прибыль банков составит всего 100 миллиардов рублей при том, что в прошлом году этот показатель опустился ниже 600 миллиардов рублей.
В отличие от финансовой системы, реальный сектор гораздо труднее приспосабливается к новым условиям. "Текущие показатели экономики оказались лучше ожиданий экономистов, которые высказывались в самые напряженные моменты прошлого года, но я считаю преждевременным говорить, что все кризисные явления миновали, - сказала Набиуллина. - Риски смягчились, но, по сути, остались теми же".
Чтобы перестраховаться от возможных кризисов, в ЦБ поставили цель увеличить золотовалютные резервы до 500 миллиардов долларов, рассказала Эльвира Набиуллина. При этом она отметила, что по международной методологии достаточным уровнем резервов РФ можно считать 188 миллиардов долларов. Но специфика российской экономики требует, чтобы резервы могли покрыть значительные оттоки капитала на протяжении двух-трех лет, считают в Центробанке.
Сейчас наши резервы составляют 356,5 миллиарда долларов, они перекрывают более чем трехмесячный импорт, краткосрочный внешний долг и 20 процентов денежной массы. Больше 500 миллиардов долларов резервы были в 2012-2013 годах на фоне высоких цен на нефть.