Анатолий Васильевич, с 1 сентября в школах появится единый учебник истории. Не получится ли так, что теперь всех детей будут учить, как под копирку, опираясь на схожие тексты?
Анатолий Торкунов: Вспоминаю своего учителя Марка Моисеевича Черняка, блестящего историка. Даже во времена, когда в школах был один учебник истории, он знакомил нас, в рамках возможного, конечно, с разными оценками, позициями, касающимися не только событий Октября 1917 года, но даже советского периода. Опасения, что школьников теперь будут учить истории по одинаковым книгам, напрасны. Я принимал участие в подготовке 11 книг из 40. Знаком со всеми тремя линейками учебников, которые одобрены минобрнауки. Прочитал несколько раз всю линейку учебников, над которой работал, как научный руководитель. А это 1547 страниц. Не сомневаюсь: получились хорошие, содержательные, интересные книги.
История стала предметом ожесточенных дискуссий. Раньше случалось?
Анатолий Торкунов: Это бывало всегда. Если говорить о молодых государствах, то споры об истории связаны, как правило, с поисками национальной самоидентификации. Если говорить о странах, у которых этот вопрос давно решен, то на первый план выступают вопросы политического и геополитического характера. И наши молодые люди должны быть вооружены достаточно четкими и ясными представлениями об истории своей собственной страны. О том, как эта история развивалась в контексте истории всемирной, во взаимодействии с соседями, и не только с близкими.
В чем проблема? Школьники, к примеру, очень редко могут осознать, что период, положим, описанный в "Трех мушкетерах", - это время правления первого царя из династии Романовых Михаила и его сына Алексея Михайловича, который, кстати, предпринял немало усилий для реформирования России. И это обстоятельство роднило его в известной степени с другим реформатором - кардиналом Ришелье.
Учебники истории даже в рамках одной линейки излагают разные оценки и точки зрения на то или иное событие. Более того, даются очень важные смыслосодержащие цитаты из разных источников. При этом подход к преподаванию истории в школе теперь действительно будет единым. Он выработан в рамках концепции, разработанной Российским историческим обществом, и эта концепция была одобрена общественностью, в том числе педагогической.
В одном из интервью вы процитировали Дюма-отца: "История подобна гвоздю, на который можно повесить все что угодно". Наши ученые договорились о том, каким будет гвоздь?
Анатолий Торкунов: Дюма - беллетрист, автор романов авантюрного жанра. Он может себе позволить немножко перекроить и перекрасить историю. Профессиональный историк пользуется только фактами и цифрами. Если продолжать тему гвоздя, то наши ученые договорились о том, каким будет собственно гвоздь, то есть стержень исторического знания. Попытки же единомыслия в России никогда не удавались. Вместе с тем, когда в начале работы над концепцией появилась критика того, что мы делаем, мы обратились к опыту зарубежных стран, в том числе тех, которые считаются наиболее продвинутыми с точки зрения демократии. Например, Голландия, где история в школах преподается по историческому канону, утвержденному правительством. И уверяю вас, это достаточно жесткий документ.
Вы говорите, что даже в одном учебнике могут быть разные точки зрения. Получается, на одной странице будет написано, что Сталин - плохой, а на другой - хороший?
Анатолий Торкунов: Такой подход был бы слишком примитивным. Но вместе с тем, посмотрите: вокруг приближающейся даты 100-летия Октября уже началась большая дискуссия. Она опирается на знания сегодняшнего дня, на огромный исторический, архивный материал, который был открыт в последние десятилетия. Как сказал поэт, "лицом к лицу лица не увидать", и ясно, что с позиции столетней истории мы можем оценивать события Октября более объективно.
Зачем надо было объединять Февральскую и Октябрьскую революции?
Анатолий Торкунов: И Февральская, и Октябрьская революции - единый процесс. Революционный психоз, который охватил население в феврале и который, конечно же, имел объективные причины, стремительно перерос в Октябрьский революционный водоворот. Эти два этапа революции привели к страшнейшему для истории страны событию - Гражданской войне, унесшей миллионы жизней, и исходу из страны огромной части образованного населения. Об этом надо помнить, и я поддерживаю предложение возвести памятник или знак примирения в Крыму, который был последним оплотом сопротивляющегося "белого движения".
Какие события российской истории наиболее трудны для преподавания в школе?
Анатолий Торкунов: Наша молодежь имеет слабое представление о некоторых важных этапах истории. Знает об образовании Руси и петровских реформах, но слабо представляет себе Смутное время, реформы Александра II , которые были судьбоносными для России, а также особенности развития России в предреволюционное время. Если взять новейшую историю, то это Октябрьская революция, Гражданская война, характер советского режима. Есть вопросы, связанные с началом Второй мировой войны, послевоенного устройства. Формально Вторая мировая война началась в 1939 году, но ее страшным прологом был 1937-й, когда японцы развязали масштабную агрессию против Китая. Кстати, об этом тоже есть в новых учебниках истории. И Россия, и Китай планируют широко отметить 70-летие окончания войны на Дальнем Востоке.
В аспирантуре вы писали диссертацию по Южной Корее, в начале 80-х годов работали в США. Что сказано в новых учебниках о внешней политике России, есть ли в них, к примеру, информация о Корее, Китае? Что сказано о "холодной войне"?
Анатолий Торкунов: Внешняя политика России, представление о сущности ее национальных интересов на различных этапах исторического развития составляет одну из главных тем новых учебников по отечественной истории. Конечно, есть в них и основные сюжеты развития двусторонних отношений не только с Китаем и Кореей, но и другими странами мира. Отмечена, например, роль России в борьбе за суверенитет Корейского государства в ХХ веке.
Раньше на учебниках всегда были указаны фамилии авторов. А почему на обложках новых книг нет никаких фамилий?
Анатолий Торкунов: Потому, что над новыми учебниками работали десятки людей. Я был научным руководителем авторского коллектива, в котором собрано около двух десятков известных ученых.
Может, есть смысл проводить в школах классные часы, тематические уроки о международной ситуации вокруг России?
Анатолий Торкунов: Школьники, да и не только они, получают сегодня огромный объем информации. К сожалению, чаще всего бессистемно, и, конечно, корректно помочь ребятам разобраться в том, что происходит в мире, и тем более сделать это в историческом контексте, было бы очень полезно. Думаю, такую работу профессиональней всего могли бы делать учителя истории. Как это сделать организационно, должна, по-моему, определять сама школа. Называть такие мини-лекции, занятия можно как угодно - "С Россией вокруг света", "Международный дневник", "Мир за 15 минут"...
Предполагается, что в 11-м классе будет новый предмет - Россия в мире. О чем и как надо рассказывать на этих уроках?
Анатолий Торкунов: Концепция и содержание курса истории в 11-м классе, о котором вы говорите, еще не обсуждались в Российском историческом обществе. Но ясно, что этот курс должен быть культуроформирующим и личностнозначимым для школьников. В первую очередь речь идет о включении знаний об отечественной истории в систему миропонимания выпускников, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности. Старшеклассники, думаю, должны изучать исторические источники, проводить сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории. Это будет как раз продолжением той линии, которая сейчас заложена в учебниках для 6-10 классов.
Что изменится в преподавании истории студентам вузов?
Анатолий Торкунов: Понадобится менять учебники и в вузах. Думаю, здесь не может идти речь об одной, двух или даже трех линейках. Я за то, чтобы у каждого вуза был свой, соответствующий специфике учебного заведения, учебник. В МГИМО работа над таким учебником идет, могли бы подготовить учебники РГГУ, МГУ, другие вузы.