Все чаще открывают свое дело девушки (хотя им приходится преодолевать больше препятствий, ломать стереотипы: какой бизнес мужской, а какой женский) и семейные пары. Например, мы сейчас поддерживаем в Воронеже гончарную мастерскую, которую основали молодые супруги.
Заметна еще одна радостная тенденция - набирает обороты социальное предпринимательство. Ребята видят проблему, берутся за ее решение бизнес-методами - и зарабатывают деньги. Выделение грантов государством здесь не особенно эффективно: завтра денег не станет - и бизнес окажется под угрозой. А самоокупаемый проект решает проблему стабильно.
Позитивные примеры есть, скажем, в Пермском крае, где фонд "Наше будущее" поддерживает социальных предпринимателей, а мы помогаем им с наставниками. Там начали развивать бизнес на территориях, удаленных от столицы региона, в малых городах. Открывают частные группы по работе с детьми, оздоровительные и образовательные центры. А еще охватывают незащищенные категории населения: инвалидов, женщин в отпуске по уходу за ребенком. И оказывается, что предприятие может им помогать и одновременно получать прибыль.
Как стимулировать такой бизнес - вопрос сложный. Государство не вправе полностью перекладывать свою ответственность за благополучие людей на частные структуры. Но социальное предпринимательство должно получать льготное финансирование и всевозможную помощь от власти. Допустим, человек задумал открыть детсад. Нужно пройти огромное количество согласований и изыскать средства, чтобы арендовать или отремонтировать помещение. Подобные проекты надо поддерживать в приоритетном порядке. И не грантами и субсидиями - бизнес готов брать займы! - а льготными условиями кредитования. Государство здесь должно быть одним из создателей благоприятной среды.
Мы работаем с молодыми начинающими бизнесменами - неудобной для банков категорией. Когда человек открывает дело в 40 лет, у него есть опыт, возможно, капитал или имущество для залога. У 20-летних нет ничего, и совета спросить негде. По статистике, в первый год выживает десятая часть новых бизнесов, а у молодежи - и того меньше. Поэтому государство должно вовлекать в поддержку молодых предпринимателей крупный федеральный региональный бизнес и банковский сектор и задавать понятные правила игры. Нельзя в этом году вводить льготы, а в следующем - отменять. Или вдруг повышать налоги и страховые взносы. Бизнесу важно видеть перспективу на три-пять лет.