09.06.2015 18:56
    Поделиться

    Ярославский аэропорт отобьет пассажиров у Москвы

    Ярославские депутаты одобрили очередную концепцию развития аэропорта Туношна, представленную правительством региона.

    Проекты модернизации ярославского аэропорта в последние годы появлялись не раз, но пока ни к чему не привели. Как выразился депутат  облдумы, бывший мэр Ярославля Виктор Волончунас, "все они заканчивались тем, что после финансовых вливаний начинались разборки на уровне УВД". Новая концепция - самая масштабная и амбициозная, и хочется верить, что хоть какая-то доля озвученных планов будет наконец реализована.

    Согласно этой концепции, ярославский аэропорт должен войти в состав транспортно-пересадочного узла "Золотое кольцо", который объединит четыре вида транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. То есть в районе аэропорта, расположенного на берегу Волги, появятся речной, авто- и железнодорожный вокзалы. Создаваемый хаб, который будет работать на регионы ЦФО, в итоге должен будет "перетянуть" не меньше пяти процентов пассажиропотока от авиатранспортного узла Подмосковья. Что позволит "Туношне" к 2025 году войти в ТОП-10 крупнейших российских аэропортов по грузопотоку и в ТОП-20 - по пассажиропотоку.

    Для попадания в двадцатку крупнейших пассажирских аэропортов Туношна должна пропускать через себя больше двух миллионов авиапассажиров в год. Планы звучат фантастически, если учесть, что сегодня в год аэропорт обслуживает всего 11 тысяч человек. Отсюда пассажирские самолеты  регулярно летают только в одном направлении - до Санкт-Петербурга. Четыре раза в неделю около шести часов вечера самолет CRJ-200 прилетает из Пулкова в Туношну и меньше чем через час улетает обратно. До северной столицы борт из Ярославля летит час и 20 минут. На поезде до Санкт-Петербурга ярославцы добираются в среднем за 14 часов, поэтому авиарейсы пользуются стабильным, хотя и не ажиотажным пока спросом. Причем популярность их постепенно растет. По словам генерального директора аэропорта Туношна Виталия Кашина, в апреле прошлого года загрузка самолета составляла около 33 процентов, в апреле нынешнего - уже 46 процентов. Стоит перелет от четырех с небольшим тысяч рублей - чуть дороже поездки в купейном вагоне фирменного поезда.

    Основная специализация ярославского аэропорта сегодня - чартерные пассажирские рейсы и грузоперевозки, в том числе международные. Чтобы увеличить количество регулярных пассажирских рейсов, руководство Туношны всерьез задумалось над вариантом так называемых "сквозных тарифов" - полетов с последующей дозагрузкой борта или перенаправлением пассажиров на нужные рейсы. То есть ярославец, купив, например, билет до Сочи, фактически полетит по маршруту Ярославль - Москва - Сочи. Кстати, авиакомпания, выполняющая рейсы до Питера, готова летать из Ярославля до того же Сочи. Но к этому пока вряд ли готовы ярославцы: на самолете CRJ-200 этот перелет будет обходиться слишком дорого. Хотя на 2017 год рейс Ярославль - Санкт-Петербург - Сочи обсуждается.

    - У нас есть ограничения по типу воздушных судов, поэтому полноценно и эффективно переговоры с авиакомпаниями мы сегодня вести не можем, - объяснил Виталий Кашин. - Рейс Ярославль - Сочи на авиалайнере CRJ-200 обходится в 900 тысяч рублей туда и обратно. В самолете 50 кресел, при полной загрузке рейс будет обходиться пассажиру в 9 тысяч рублей. По сравнению с московскими аэропортами это дорогое удовольствие. Чтобы рейс был эффективным, нам нужны более вместительные воздушные суда - такие, как Боинг 737, модификация 800, 900. Там емкость - до 190 кресел, а значит, тарифная политика для пассажиров совершенно другая, и мы смогли бы тогда конкурировать с московским авиационным узлом.

    Тем не менее, на 2016 год в Туношне планируют открыть авиарейсы до Симферополя, Анапы, Сочи и Архангельска. Но чтобы принимать современные вместительные авиалайнеры, необходимо увеличить пропускную способность аэровокзала. Сейчас она составляет 60 пассажиров в час. Уже практически готов проект строительства нового терминала на 450 человек в час, но пока до реального строительства дело не дошло, в Туношне планируют реконструировать существующий аэровокзал и увеличить его пропускную способность в два раза.

    Однако самая большая проблема для ярославского аэропорта - взлетно-посадочная полоса. Трехкилометровая ВПП с армейским прошлым (здесь до 1998 года был военный аэродром) реконструировалась в 2003 году, и на 5 - 6 лет, по словам Виталия Кашина, ее еще должно хватить. Только вот с новой концепцией эти сроки уже плохо коррелируют.

    Кстати, о финансировании реконструкции полосы из федерального бюджета как о практически решенном вопросе заявлял еще предыдущий губернатор региона Сергей Вахруков, но воз и ныне там. Со слов Виталия Кашина, Туношна по этому вопросу поставлена "в режим ожидания". Последнее письмо из министерства транспорта было в конце 2014 года и содержало примерно следующее: документация принята к рассмотрению, но средств пока нет, как только будут деньги… Средств нужно ни много ни мало - три миллиарда рублей.

    А пока нет современной полосы, о других сопутствующих проектах, в общем, говорить можно с немалой долей осторожности.

    - Есть первоочередные задачи и есть второстепенные, - говорит Виталий Кашин. - Пока мы не реконструируем ВПП, другие инвестиционные проекты висят под вопросом. Ну зачем инвестору вкладывать деньги в строительство пассажирского терминала, если аэродром будет непригоден? Построить терминал и сдать его торговцам? Сейчас надо бить в одну точку - это полоса. Это кормилица, это основной объект транспортной инфраструктуры любого аэропорта. Мы четко должны понимать: как только мы начинаем реконструкцию полосы, инвестиционная привлекательность всех других проектов, то есть строительства новых пассажирского и грузового терминалов, цеха бортпитания, топливно-заправочного комплекса, возрастет в разы.

    Впрочем, у заместителя председателя регионального правительства Михаила Крупина диаметрально противоположный взгляд. По его мнению, не нужно тратить бюджетные деньги на реконструкцию ВПП, пока не решен вопрос со стратегическим инвестором, который будет развивать аэровокзальный и логистический комплексы и увеличит пассажиропоток.

    - Мы можем потратить сегодня три миллиарда на ВПП, она будет идеальной, но никаких самолетов не появится, летать будут единицы, то есть бюджетные средства будут израсходованы неэффективно. А когда мы найдем стратегического инвестора, мы вместе с ним пойдем по коридорам власти, чтобы получать деньги от Федерации и плавно переводить аэропорт в тот статус, который предусмотрен концепцией, - пообещал Михаил Крупин.

    Дело за "малым" - за инвестором, который решится вложить в ярославский аэропорт несколько миллиардов. Зампредседателя регионального правительства уверен, что инвестор обязательно появится - "вопрос в цене и периоде вхождения в сделку". По его мнению, проблему со стратегическим инвестором возможно решить уже осенью нынешнего года. Реальные это планы или очередные фантазии на тему "повышения статуса региона путем развития аэропорта", узнаем скоро.

    Кстати

    Реконструкция одного только аэропорта Туношна (без строительства железнодорожного, авто- и речного вокзалов) в рамках концепции обойдется в 5,3 миллиарда рублей. 3,3 млрд. стоит полоса, 1,3 млрд. - новый пассажирский терминал, 400 миллионов - строительство транспортно-логистического центра, 280 миллионов - цеха бортпитания. В этом году на мероприятия по так называемому среднесрочному развитию аэропорта из регионального бюджета планируется выделить 32,8 миллиона рублей.

    Поделиться