И проехать, и пройти
Инициатор проекта - калининградская общественная организация инвалидов "Ковчег", известная своими полезными делами. Благодаря "Ковчегу" в разных регионах России открываются мастерские по ремонту инвалидных кресел и пляжи, полностью оборудованные для людей с ограниченными возможностями. Два таких пляжных комплекса работают и в самом западном российском регионе - в Пионерском и Зеленоградске.
Инвалиды предложили городским властям изменить центр Калининграда: понизить бордюры до нуля, сделать более пологими уклоны, использовать тактильную плитку, создать удобные парковки. Начать активисты предлагают с центрального Ленинского проспекта - от Северного вокзала и площади Победы до Южного вокзала. Затем необходимо убрать барьеры на Московском проспекте, улицах
9 Апреля, Боткина, Черняховского, Шевченко. Эти транспортные артерии связывают основные досто-примечательности и социальные учреждения города.
- Мы встретили понимание со стороны городских властей, - отмечает руководитель "Ковчега" Роман Аранин. - В преддверии чемпионата мира по футболу Калининград ждет масштабный ремонт. Надеемся, городское пространство станет более удобным и для калининградцев, и для маломобильных путешественников, которые, безусловно, приедут к нам в 2018 году.
По словам Романа, пока территория Калининграда доступна для людей на инвалидных колясках примерно на пять процентов.
- Я могу свободно передвигаться только в трех местах - по Верхнему озеру, Рыбной Деревне и набережной Адмирала Трибуца, которую недавно облагородили, - рассуждает Роман, который оказался в инвалидном кресле 11 лет назад, после тяжелой травмы. - Там не все идеально, но можно гулять, не боясь застрять перед бордюром, попасть в отель или в ресторан. Хотелось бы, чтобы таких доступных точек стало больше и чтобы они были связаны между собой безбарьерными маршрутами.
Цена ошибки
Важно, чтобы вместе с тротуарами и пешеходными переходами преображались здания. Поэтому активисты "Ковчега" консультируют градостроителей: все объекты, которые реконструируются или строятся по заказу калинин-градской мэрии, инвалиды тестируют на доступность. Однако частные застройщики редко интересуются мнением людей с ограниченными возможностями. И если в Калининграде появляется здание с подъемником или пандусом, далеко не всегда инфраструктура оказывается удобной для инвалидов на практике.
- Мы пытаемся найти точки соприкосновения с частными строителями, - продолжает Роман Аранин. - Недавно провели масштабный семинар для проектировщиков по созданию доступной среды, привлекли крупнейших российских экспертов в этой области. Семинар посетили около 90 человек.
95 процентов ошибок, связанных с инфраструктурой для инвалидов, закладываются еще на проектной стадии, отмечают эксперты.
- Дело в том, что даже маленькая ошибка делает бессмысленной всю работу по созданию доступной среды, - продолжает Елена Леонтьева. - Вот конкретный пример: оборудовали подъезд пандусом и поручнями, потратили деньги, а результат - нулевой. Потому что дверь открывается на себя, и ни один колясочник не сможет попасть в подъезд самостоятельно. Или построили новый дом с лифтом, широкими дверьми и входом без ступенек. И здесь же - десятисантиметровый порог, который человеку в инвалидной коляске никак не одолеть. Проектировщики и застройщики часто не замечают эти ошибки, тогда как для экспертов-инвалидов они очевидны. Поэтому очень важно, чтобы в каждом городе были реально действующие инвалидные организации, которым бы удалось наладить связи с властями и строителями.
Пряник вместо кнута
Как же убедить строителей сотрудничать с инвалидами, вкладывать деньги и время в доступную среду? Вице-президент национального благотворительного фонда "Город без барьеров" Сергей Чистый считает, что предпринимателей надо не заставлять, а создавать для них стимулы.
- Можно обратиться к опыту Германии, - рассуждает эксперт. - Там девелоперам компенсируют часть расходов на адаптацию объектов к нуждам людей с ограниченными возможностями из фондов государственного банка. Но только после того, как инвалиды оценят удобство здания. Чем выше оценку получит инфраструктура, тем серьезнее будет компенсация.
По мнению Сергея Чистого, калининградцам может пригодиться также опыт Барселоны. Местные власти посчитали, что окупить вложения в доступную среду позволит приток туристов. Ведь нереализованный спрос в сфере туризма для людей с ограниченными возможностями в Европе оценивается в сотни миллиардов евро.
- После Олимпийских игр 1992 года власти Барселоны начали вкладывать в доступную среду бюджетные деньги, около двух миллиардов евро в год, и привлекать частные инвестиции, - рассказывает Сергей Чистый. - К примеру, город адаптировал к нуждам инвалидов улицу, предприниматели - магазины на этой улице. Барселонцы считают, что за счет эксклюзивных предложений для людей с ограниченными возможностями они увеличили туристический поток и окупили бюджетные вложения. У Калининградской области есть все ресурсы, чтобы привлекать туристов-инвалидов, надо только правильно распорядиться этим потенциалом.
А как у соседей?
По оценкам Романа Аранина, в целом территория России доступна для инвалидов всего на три процента. Лучше всего дело обстоит в Москве. "Был в столице на прошлой неделе, проехал от здания городского правительства до района Динамо, не встретив ни одного препятствия, - вспоминает руководитель "Ковчега". - А это примерно семь километров. Нет вопросов к Сочи. О реконструкции этого города могут быть разные мнения, но на инвалидной коляске там можно попасть куда угодно".
Елена Леонтьева в числе городов, доступных для инвалидов, выделила Ханты-Мансийск и Улан-Удэ. "В ХМАО сложно проектировать здания из-за сурового климата, но там все равно создают безбарьерную среду, - отмечает эксперт из Екатеринбурга. - А Улан-Удэ - это пример небольшого города с небогатым бюджетом, который стал доступным благодаря усилиям местных активистов".