15.06.2015 22:59
    Поделиться

    ВЦИОМ: Лето сделало россиян оптимистичными

    Треть россиян уверены, что самые тяжелые времена позади
    Оптимистическими выводами из только что проведенных опросов поделились с общественностью социологи ВЦИОМ. По их данным, россияне начали лето в достаточно радостном настроении. Треть уверена: худшие времена уже позади, и "завтра будет лучше, чем вчера".

    Социология в отличие от статистики имеет дело не с цифрами, а с "реальностью, данной нам в ощущениях" - с эмоциями и мнениями людей. Кризис кризисом, но мы все меньше поддаваемся унынию. Так называемый индекс социальных настроений вышел на новый исторический максимум - цифру 73. Даже в благополучном мае 2009 г. люди были менее оптимистичны.

    Это скорее психология, чем цифирь, но так бывает при любом опросе: положение дел в стране "вообще" и собственную жизнь мы обычно оцениваем по-разному: "У нас-то все хорошо, а вот за державу тревожно". О том, что лично у них все прекрасно, говорила в ходе опроса треть россиян (33%), оценку "нормально" вывели себе 57%. Про то, что во всей России дела идут неплохо, говорит лишь каждый пятый (20%), 65% считают, что ситуация "нормальная". Люди в полтора раза чаще (12% против 8%) склонны драматизировать положение дел в государстве, чем в своей личной "вотчине".

    583 рубля потратил средний россиянин в мае 2015 г. за один поход в магазин

    Треть россиян (33%) полагают, что пик кризиса уже миновал, 28% - что трудные времена мы переживаем именно сейчас. Еще примерно треть (31%) опасаются, что час "Ч" пока впереди. Оптимистов, уверенных, что самое сложное удалось преодолеть, стало больше втрое - с 11% до 33%. В будущее мы смотрим с гораздо большими надеждами, чем после прошлого кризиса - в 2009 г. Тогда мрачные прогнозы люди строили вдвое чаще.

    Безусловно (и это тоже скорее психология, чем что-то другое), играет свою роль и "сезонный фактор". Лето - время отпусков и каникул, дач и поездок. Расходов меньше, чем перед Новым годом, продукты со "своего огорода" заполняют рынки. Солнце, тепло, благодушие... И это многое объясняет - помимо любой статистики.

    Кошелек

    По данным исследовательского холдинга Ромир, средний чек "среднего россиянина" за один поход в магазин составил 583 рубля. Это на 2,8% больше, чем в апреле, и примерно столько же, сколько в ноябре прошлого года. Сильнее всех пришлось увеличить расходы жителям малых городов - в мае они оставляли на кассах магазинов на 8,2% больше, чем месяцем раньше. Средний чек москвича в мае - 1185 рублей, жителя Северной столицы - 1222 рубля. В мегаполисах жизнь намного дороже. Правда, и потребители научились экономить и "искать, где дешевле". Так, по данным Ромир, средний чек в обычных магазинах вырос почти на 5%, а в гипермаркетах "похудел" на 2,6%. Меньше всего россияне стали тратить в дискаунтерах - расходы снизились на 7,3%.

    Поделиться