Стоит ли новгородцам бояться дефолта

Новость о финансовых проблемах Новгородской области взбудоражила и предпринимателей, и потенциальных инвесторов, и рядовых жителей региона. На днях СМИ сообщили, что Новгородчина стала первым субъектом РФ, допустившим дефолт. Региональные власти поспешили опровергнуть эту информацию. Корреспондент "РГ" постарался разобраться в ситуации и отделить зерна от плевел.

Речь идет о кредите в два миллиарда рублей, который регион взял в банке ВТБ летом 2013 года. В феврале текущего года правительство Новгородской области задержало платеж по займу. Эту информацию региональные власти подтвердили в своем официальном пресс-релизе.

Вот, собственно, и все факты, о которых можно говорить наверняка. Дальше начинаются предположения. Согласно одной версии, Новгородская область не смогла провести платеж вовремя. Чтобы погасить кредит банка с государственным участием, региональные власти объявили аукцион и попытались привлечь средства других финансовых учреждений. Однако кредиторов, желающих дать деньги Новгородчине, не нашлось.

По другой версии регион пошел на просрочку намеренно. Об этом говорит руководитель новгородского департамента финансов Елена Солдатова: "Правительство Новгородской области задержало платеж в феврале, когда нужно было гасить кредит, взятый в ВТБ. В начале года Центробанк поднял ключевую ставку, что незамедлительно сказалось и на кредитной политике банков. Перекредитование под высокий процент дало бы серьезную нагрузку на бюджет региона. Мы ждали снижения выросшей почти вдвое ключевой ставки Центробанка, что в дальнейшем позволило выгодно перекредитоваться. Губернатор Новгородской области встречался по этому вопросу с руководством ВТБ, которое пошло нам навстречу. В результате на рефинансирование был привлечен кредит под 17,5 процента годовых, а в бюджете региона удалось сэкономить 72 миллиона рублей. Сейчас неоплаченных кредитов у нас нет".

Ситуация может отразиться на кредитной истории области, инвестиционной привлекательности, доверии бизнеса к власти

Корреспондент "РГ" воспользовался поиском на сайте zakupki.gov.ru и посмотрел список аукционов по коду "услуги по предоставлению кредитов", извещения о которых правительство Новгородской области размещало в феврале - марте 2015 года. Действительно, регион получил от банка ВТБ два кредита на общую сумму два миллиарда рублей. За их обслуживание Новгородчина заплатит чуть больше 580 миллионов рублей.

Больше вопросов вызывает аукцион, который стартовал в середине марта и завершился в середине апреля. Область взяла у Сбербанка - единственного участника торгов - 2,2 миллиарда рублей на покрытие дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств. За пользование деньгами региону придется заплатить почти половину этой суммы - 903,7 миллиона рублей.

Директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов считает, что финансовые проблемы Новгородской области излишне драматизированы.

- Все-таки просрочку по выплате одного кредита одному банку со стороны региона нельзя назвать дефолтом в традиционно сложившемся представлении об этой ситуации, - отмечает Владимир Климанов. - Возможно, более правильно говорить о техническом дефолте, когда у заемщика образовался временный кассовый разрыв. Другое дело, регион по тем или иным причинам не платил по своим обязательствам, и это тревожный звонок. Ситуация может отразиться на кредитной истории Новгородской области, ее репутации и инвестиционной привлекательности, доверии бизнеса к власти.

Кроме того, эксперту непонятно, за счет каких средств область будет обслуживать долги, если ставка по ним превышает 20 процентов. А именно на таких условиях Новгородчина взяла в марте кредит Сбербанка.

- То, что эти обязательства являются чрезмерно избыточными для региона, можно сказать наверняка, - продолжает Владимир Климанов. - Однако при всех сложностях, с которыми столкнулась Новгородская область, вряд ли именно этому региону грозит оказаться в преддефолтной ситуации. По крайней мере, крупнейший налогоплательщик области не должен закончить текущий год с убытками. В отличие, к примеру, от Республики Карелии, где ключевые предприятия, очевидно, не будут прибыльными в ближайшее время.

Тем временем

В своем весеннем отчете рейтинговое агентство Standard & Poor.s сообщало, что региональные дефолты в России не только возможны, но и уже имеют место. По данным агентства, в первом квартале 2015 года как минимум один регион, не имеющий рейтингов S&P, уже допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту из-за ограниченного доступа к средствам рефинансирования. Кроме того, известны случаи, когда регион был не способен погасить или рефинансировать долг. И банк-кредитор был вынужден пролонгировать выданный ранее кредит по ставке ниже текущей рыночной. "В зависимости от деталей такой операции подобное событие, согласно нашим определениям, может трактоваться как предложение об обмене ценных бумаг, сделанное в стрессовых условиях, или эквивалент дефолта", - отмечается в отчете S&P.